
Для Tesla Model 3 этот год стал рекордным. Но продажи всех остальных электромобилей в США в 2019 году стагнировали или снизились. Новые покупки Chevrolet Bolt, второго по популярности электромобиля в стране, снизились до 16 418 в 2019 году, что на 8,8% меньше по сравнению с прошлым годом. Показатели 2019 года представляют собой снижение на 29,5% по сравнению с показателями двухлетней давности. Эта парадигма, когда победителю достается все, если она сохранится, предвещает неприятности для GM, Volkswagen, Ford и всех остальных автопроизводителей, пытающихся продавать электромобили.
Судя по тенденциям продаж 2019 года для Nissan Leaf и BMW i3 – других не-Tesla автомобилей, занимающих верхние строчки в рейтинге продаж – картина еще более мрачная. Старые модели Tesla, которые дороже и нуждаются в обновлении, также показали снижение продаж в 2019 году.
Если сосредоточиться на ежегодном снижении продаж Bolt, то теперь становится ясно, что Chevrolet не хватает выигрышной комбинации функций для своего флагманского электромобиля. Запас хода Bolt, который составлял 239 миль, а к концу года увеличился до 259, не стал достаточным преимуществом. Но запас хода – это не все. Есть и другие функции, которые отпугивали покупателей от Bolt. В этом году Bolt привлек лишь около 10% новых клиентов по сравнению с Model 3.
Размышления о причинах, по которым Bolt не продается
Мы можем порассуждать о причинах, по которым Bolt не взлетел так, как Model 3. Дизайн кузова менее эффектный. Интерьер – скучный. Сиденья – тонкие.
Но есть и более весомые аргументы. У Chevy нет ничего похожего на сеть Tesla Supercharger для дальних поездок. Время зарядки постоянным током медленнее. Системы помощи водителю отсутствуют – нет даже адаптивного круиз-контроля.
И GM, и Tesla в 2019 году достигли предельных значений федеральных налоговых льгот. Это, похоже, мало повлияло на Tesla, но стало обузой для Bolt. Возможно, также сказался переход на модель 2020 года с увеличенным запасом хода.
И, конечно, огромную роль играет бренд. Многие покупатели электромобилей предпочли бы купить автомобиль у Илона Маска, а не у General Motors – с ее подпорченной репутацией в сфере электромобилей и ее недальновидной экологической позицией, такой как поддержка администрации Трампа в политике грязного воздуха. Кроме того, Маск продает только электромобили, в то время как GM продолжает выпускать все более крупные внедорожники – даже несмотря на то, что компания утверждает, что прибыль от этих бензиновых монстров будет финансировать инвестиции в будущие электромобили.
Имейте в виду, что я довольный владелец Chevrolet Bolt и лично не очень хочу покупать Tesla. Но цифры продаж не лгут. Попытка GM создать доступный электромобиль с большим запасом хода выглядит удручающе. Nissan и его Leaf также не преуспевают, особенно когда его руководители открыто пренебрежительно отзываются об электромобилях.
Тем не менее, General Motors продолжает свои амбиции в области электромобилей, строя специализированный аккумуляторный завод с огромной мощностью, заявляя при этом, что перенесет свои усилия по электрификации на бренд Cadillac, электрический пикап и, возможно, даже Hummer на аккумуляторах.
Неясно, что это означает для Bolt. Но еще большая обеспокоенность у людей, которые хотят видеть процветающий, разнообразный рынок электромобилей, вызывает тот факт, что Bolt находится на далеком втором месте по сравнению с Model 3. Nissan, BMW, Kia, Audi, Jaguar и Hyundai отстают еще больше.
Конечно, чтобы увеличить продажи электромобилей, компания должна наращивать объемы производства, усиливать маркетинговые усилия и активно поддерживать дилерские центры. Потребовался бы визионер внутри этих компаний, чтобы переубедить финансистов, которые указывают на слабые показатели продаж и заявляют об отсутствии спроса. Карлос Гон, возможно, последний руководитель автоконцерна старой школы, который предпринял для этого реальные попытки.
При условии, что Volkswagen, Ford и General Motors (а также BMW, Byton, Polestar, Volvo и другие) предпримут серьезные усилия в этом году, мы увидим, смогут ли они сократить отставание от Tesla в 2020 году. Мы также увидим, опередят ли продажи Model Y, как предсказывает Маск, продажи Model 3. И смогут ли Rivian, обладающие большим количеством «Tesla-стиля» по сравнению с традиционными автопроизводителями, изменить баланс сил.
Тем временем GM нужно будет выяснить, что можно сделать для оживления Chevy Bolt. Или же извлечь как можно больше уроков из снижения его продаж и убедиться, что они не повторят тех же ошибок с будущими электромобилями.