
Министерство промышленности и информационных технологий Китая во вторник опубликовало свой 15-летний план развития электромобилей. План «развития в виде проекта» устанавливает целевой показатель доли электромобилей в 25% от годовых продаж новых легких транспортных средств к 2025 году — без указания целевых показателей на период после этого года. Это выше целевого показателя в 20%, установленного два года назад. Однако Пекин планирует продолжать поэтапное сокращение потребительских стимулов. Вместо этого он создаст квоты на электромобили для автопроизводителей.
В рамках шага, аналогичного мандатам Калифорнии по нулевым выбросам (ZEV), Китай заставит автопроизводителей все больше производить электромобили как часть своей «программы углеродных кредитов».
Automotive News China сообщает, что министерство не уточнило, как именно изменится программа углеродных кредитов. Но общая стратегия становится ясной:
Наиболее вероятной мерой будет повышение требований к углеродным кредитам после 2020 года. Основные производители электрических транспортных средств в Китае — это все отечественные компании; немногие мировые бренды могут соответствовать текущим требованиям в рамках программы углеродных кредитов.
В китайской программе углеродных кредитов автопроизводители в этом году должны заработать количество кредитов, эквивалентное 10% их годового выпуска. В следующем году этот показатель увеличится до 12%. Электромобили получают от двух до пяти кредитов в зависимости от запаса хода, причем больший запас хода приносит больше кредитов. Подключаемые гибриды получают два углеродных кредита.
В калифорнийской программе ZEV количество кредитов напрямую не связано с процентом продаж. По последним оценкам штата, автопроизводители должны будут достичь менее 8% продаж ZEV к 2025 году, чтобы удовлетворить требование в 22% кредитов ZEV.
Перекладывание бремени с Пекина на мировых автопроизводителей
В соответствии с новым планом Китая, бремя, скорее всего, ляжет на мировые автомобильные бренды, а не на отечественных китайских автопроизводителей, или будет покрываться за счет государственных средств для выплаты стимулов.
В прошлом году General Motors критиковала подход Калифорнии. Теперь, похоже, GM и другие мировые автопроизводители столкнутся с аналогичными требованиями в Китае.
This Week In Asia сообщает, что большинство из 169 китайских отечественных автопроизводителей, производящих автомобили низкого качества, выпускают электромобили. Таким образом, они могут выполнить квоту. Но крупные мировые автопроизводители, которые также производят автомобили с двигателями внутреннего сгорания, будут вынуждены либо выполнить квоту, либо покупать кредиты у производителей электромобилей.
Другими словами, иностранные автопроизводители, производящие автомобили с двигателями внутреннего сгорания, будут субсидировать отечественных китайских производителей электромобилей.
Когда Китай примерно на 60% сократил государственные субсидии на электромобили в июне, результаты были предсказуемы. Продажи так называемых автомобилей на новых источниках энергии, к которым относятся подключаемые гибриды, упали на 28%, согласно Wall Street Journal. Reuters сообщил, что падение в октябре этого года по сравнению с прошлым годом составило 45,6%.
Automotive News China сообщает, что план Китая — свернуть программу стимулирования к концу 2020 года.
Тем временем Tesla сегодня получила от китайского правительства субсидии на электромобили для Model 3. Пока неясно, каков будет размер субсидии.
Взгляд Electrek
Последний план Китая по электромобилям переходит от «пряника» к «кнуту». Когда Пекин сократил стимулы для электромобилей в июне, казалось, что он ослабляет свои цели по нулевым выбросам. Но теперь мы видим, что он меняет свою стратегию, возлагая большее бремя на автопроизводителей, особенно на иностранные компании, либо чтобы перейти на электромобили, либо субсидировать общеотраслевой переход.
В то же время мы видим, насколько сильны Калифорния и Китай. В 2017 году Мэри Николс, председатель Совета по воздушным ресурсам Калифорнии, заявила, что Калифорния и Китай «могут работать как партнеры, чтобы вывести на рынок десятки миллионов самых чистых возможных автомобилей в течение следующих полутора десятилетий».
Как ни крути, будущее очевидно. Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире. Калифорния — крупнейший автомобильный рынок Америки. Оба продемонстрировали, что они сделают все необходимое, чтобы как можно быстрее сократить, а затем и полностью устранить выбросы выхлопных газов.