
Tesla радикально трансформировала автомобильную индустрию, показав, что электромобили могут быть крутыми. Но это было в 2012 году. В то время как традиционные автопроизводители только наверстывают эту идею (см.: Mach-E), следующее великое новшество в электрической мобильности признает, что многим горожанам совершенно наплевать на владение автомобилем. Им нужен доступ без хлопот и затрат на владение. Canoo — первая компания электромобилей, которая полностью понимает эту перемену.
В пятницу на прошлой неделе я провел утро в штаб-квартире Canoo в Торрансе, Калифорния.
Возможно, вы закатываете глаза, потому что видели изображения прототипа «гостиной на колесах» от Canoo. Я тоже отмел эту идею, когда впервые увидел автомобиль. Я сказал об этом пару недель назад.
Но после общения с топ-менеджерами Canoo и сидения в их прототипе я теперь понимаю, что они пытаются сделать. Идеи компании смелые и необходимые. Они заставляют другие стартапы в сфере электромобилей уже выглядеть отстающими от времени.
Мы знаем, как выглядит компания электромобилей, управляемая одержимым адреналином, взрывающим ракеты безумным гением. Но мы еще не видели компанию, которая сочетает в себе опыт бывшего руководителя проекта BMW Megacity (i cars), эксперта по продуктам Uber и бывшего руководителя прибыльного подразделения лизинга BMW.
Ули Кранц, генеральный директор Canoo, изложил основную предпосылку:
«Большинство современных электромобилей похожи на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Это внедорожники или большие седаны с огромными батареями и очень дорогие. Отсутствует доступность. Поэтому мы сосредоточили все внимание на доступном электромобиле, учитывая райдшеринг и каршеринг, которые приняли молодые поколения».
По-настоящему доступные электромобили, которые можно примерить
Джеймс Кокс, бывший сотрудник Uber в руководстве команды, начинает с самого большого препятствия сегодня (которое пока не решено Tesla или кем-либо еще). Электромобили слишком дороги. В то же время компании, производящие электромобили, пока не показали долгосрочной прибыльности.
Кокс заявил, что решение заключается в прямом обращении к потребителям, чтобы сократить расходы на дилерскую сеть. Кокс считает, что до 20% стоимости сегодняшних электромобилей приходится на дилерские центры или, в некоторой степени, даже на работу шоу-румов в стиле Tesla.
20% стоимости современных электромобилей приходится на дилерские центры.
Так как же провести тест-драйв Canoo? Все, что вам нужно сделать, это подписаться на месяц. Это похоже на месячный тест-драйв — идеально подходит для тех, кто колеблется относительно электромобилей. Первоначальный взнос будет минимальным или нулевым, а обязательства клиента ограничены одним месяцем.
Canoo еще не объявила цены, но я предполагаю около 500 долларов. Это включает страховку и техническое обслуживание.
Гибкость, которую желают молодые горожане
Клиенты Canoo могут вернуть автомобиль в любое время. Я спросил Кокса, не будет ли концепция системы оплаты по мере использования слишком сложной для понимания сегодняшними потребителями. Он вспомнил свой опыт запуска Uber, когда люди думали, что садиться в машину незнакомца — это странно. Но мы привыкли к этому.
Лично, пояснил он, «Я представляю демографию, которая не любит владеть автомобилем и ищет что-то смелое, новое и немного другое». Кокс хочет, чтобы электромобиль заменил все поездки на Uber, которые он совершает после недавнего переезда в Лос-Анджелес.
По словам Кокса, городские жители, которым автомобиль нужен всего на две недели или шесть месяцев, в настоящее время совершенно не обслуживаются. Canoo будет расширяться город за городом, а не страна за страной. «У нас нет в планах мирового господства», — сказал он. Города, на которые ориентируется Canoo, составляют 70-80% нынешних водителей электромобилей.
Принесите свой собственный экран
Переход к гигантским экранам — это неправильный путь, по мнению Canoo. Прототип автомобиля, который я видел, в основном полагается на использование вашего личного смартфона, загруженного мобильным приложением Canoo, установленным на приборной панели. Приложение даже управляет такими функциями, как подача звукового сигнала.
«Подход «принеси свой собственный экран» проще и не требует изучения новой платформы», — сказал Кокс.
Canoo выводит простоту дизайна на новый уровень. Кранц сказал:
«Стиль Лас-Вегаса ушел. Это больше похоже на дзен-атмосферу».
Автомобиль правильного размера, основанный на сценариях использования, а не на сегментах
Большинство предыдущих отчетов о Canoo были сосредоточены на его дизайне. Так что я просто скажу, что он похож на городской фургон, подходящий для загруженного трафика. Автомобиль Canoo имеет такую же площадь основания, как Volkswagen Golf или Toyota Prius. Но внутреннее пространство обширное. Передние сиденья можно сдвинуть к передней панели, превратив весь салон в переговорную. Интерьер оборудован скорее мебелью, чем сиденьями. Руководители Canoo называют это «пост-внедорожником».
Компания использует гибкость скейтборд-платформы электромобиля в невиданной ранее степени. Колесная база, выбранная дизайнерами Canoo, охватывает около 75% автомобилей на дорогах.
Эта гибкость означает, что компания может использовать свои шасси не только для традиционных сегментов транспортных средств, таких как компактный автомобиль, кроссовер или грузовик. Его дизайн основан на ориентированных на пользователя режимах мобильности: городские поездки по делам, дальние поездки на работу, автомобиль для райдшеринга или машина для доставки. Я мельком видел некоторые из последующих автомобилей в разработке.
Компания владеет парком
Все компании, занимающиеся роботакси, включая Uber и Lyft, готовы стать капиталоемкими операциями. Canoo, возможно, является первым чисто специализированным производителем электромобилей, получающим преимущество благодаря этому подходу. (Компания начнет с автономности уровня 2+.)
Поскольку электромобили требуют низких затрат на обслуживание, использование автомобиля Canoo может быть расширено на нескольких клиентов с течением времени, никогда не выходя на вторичный рынок. Это альтернатива традиционным моделям амортизации, которая еще больше снизит стоимость электромобиля для водителей. «Секьюритизация активов, приносящих денежный поток, — это то, что уже решено миром», — сказал Кокс.
Штефан Краузе из Canoo руководил прибыльным лизинговым бизнесом BMW. Он знает, как управлять капитальными затратами парка. Если его бизнес-предположения верны, это может позволить электромобилям конкурировать с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Мы слышим о приближающейся эре общей электрической мобильности. И все же большинство стартапов в сфере электромобилей продолжают производить те же старые типы транспортных средств, которые покупаются или берутся в лизинг на долгие годы. Canoo — первая компания, указывающая новое направление.