
Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало свой ежегодный отчет. Парижская межправительственная организация считает, что электромобили играют ключевую роль в снижении глобальных выбросов. К сожалению, эти достижения фундаментально подрываются резким ростом популярности внедорожников (SUV).
Исполнительный директор МЭА Фатих Бироль изложил суть проблемы:
Есть хорошие новости относительно выбросов и изменения климата. Мы много читаем об электромобилях во Франции, где мы живем, в Нидерландах, Норвегии, США и, конечно, в Китае. Но, дамы и господа, наш отчет показывает, что главной звездой трансформации в автомобильной промышленности были не электромобили. Это были внедорожники.
МЭА ожидает, что к 2040 году на мировых дорогах будет 330 миллионов электромобилей, что выше прогноза в 300 миллионов электромобилей, сделанного всего год назад. Это позволит сократить потребление нефти примерно на 4 миллиона баррелей в сутки (б/с) по сравнению с 3,3 миллиона б/с, ранее прогнозируемых агентством.
Прогноз МЭА по электромобилям является консервативным по сравнению с данными BloombergNEF, которые прогнозируют 500 миллионов легковых электромобилей и 40 миллионов коммерческих электромобилей на дорогах к 2040 году.
Но даже с учетом роста популярности электромобилей в ближайшие пять лет, спрос на нефть будет расти примерно на 1 миллион баррелей в сутки в среднем каждый год до 2025 года. Это отражает более широкую тему доклада. Мир движется к возобновляемым источникам энергии, но не настолько быстрыми темпами, чтобы компенсировать мировое экономическое расширение и растущее население.
Только к 2030 году мировой спрос на нефть достигнет плато. В связи с ростом спроса МЭА ожидает, что цены на нефть вырастут с нынешних примерно 60 долларов за баррель до 90 долларов за баррель в 2030 году и 103 долларов к 2040 году.
Бироль особо отметил рост популярности внедорожников не только в США, но и в Китае, Индии, Европе и Африке:
«Согласно нашим данным, внедорожники стали второй по величине причиной глобальных выбросов за последние 10 лет, уступая только энергетическому сектору, и значительно опережая все промышленные сектора вместе взятые. Гораздо выше, чем авиационный сектор.
«В 2010 году только 18 процентов всех проданных автомобилей были внедорожниками. А в прошлом году 42 процента проданных автомобилей были внедорожниками, что внесло огромный вклад в выбросы».
Вывод: Хотя внедрение электромобилей растет, необходимо также приложить усилия для повышения эффективности существующих автомобилей. В отчете МЭА говорится, что рост числа электромобилей позволит сократить выбросы примерно на 4 миллиона баррелей в день, но более экономичные двигатели внутреннего сгорания позволят сократить спрос на 9 миллионов баррелей в день.
Несмотря на улучшения благодаря электрификации и экономичным двигателям, мировые выбросы углекислого газа от энергетики будут продолжать расти и после 2040 года. Это связано с тем, что развивающиеся страны продолжают сжигать уголь для производства электроэнергии, согласно отчету.
С более оптимистичной точки зрения, Тим Гулд, соавтор доклада, заявил: «Будущее не похоже на прошлое».
В то время как спрос на нефть опережал спрос на электроэнергию за последние 20 лет, эта тенденция изменится, по словам Гулда. «Одна из немногих вещей, в которых можно быть уверенным в отношении того, что произойдет в ближайшие пару десятилетий, это то, что как бы быстро ни рос спрос на энергию, спрос на электроэнергию будет расти еще быстрее», — сказал он.
Гулд добавил: «Двигатель всего роста спроса, пассажирский транспорт, замедляется из-за улучшений в области топливной эффективности, а также из-за перехода на другие виды топлива благодаря электромобилям».
Мнение Electrek
Электромобили занимают важное место в энергетическом отчете МЭА за 2019 год. Приятно видеть, что глобальный прогноз МЭА по электромобилям на 2040 год увеличился с 300 до 330 миллионов.
В то же время, тревожно осознавать, что в настоящее время потребительские предпочтения в отношении внедорожников подрывают эти усилия. Как сторонники электромобилей, мы можем делать несколько дел одновременно. Мы можем способствовать ускорению внедрения электромобилей, одновременно призывая потребителей отказаться от тренда на внедорожники.
Конечно, это может быть сложно. Поэтому, если тенденция перехода от легковых автомобилей к внедорожникам сохранится, то лучшим решением будет полная электрификация этих спортивных универсалов.