
Climate Transparency опубликовала свой ежегодный отчет «От коричневого к зеленому» за 2019 год. Отчет представляет собой «самый всеобъемлющий ежегодный обзор действий стран G20 в области климата и их перехода к экономике с нулевым уровнем выбросов». Итог: G20 не движется в направлении достижения Парижских целей. Но существуют некоторые положительные тенденции в некоторых из 20 крупнейших экономик мира. И поскольку мы — Electrek, мы рассмотрим выводы отчета, касающиеся транспорта.
Только половина стран G20, по прогнозам, достигнет или превзойдет свои недостаточные национально определяемые вклады (НОО). (Обратите внимание на слово «недостаточные»).
Но Альваро Уманья, сопредседатель Climate Transparency и бывший министр окружающей среды и энергетики Коста-Рики, сказал:
Всего за год до критического срока выводы дают нам надежду на то, что страны найдут политическую волю для принятия более высоких целевых показателей по сокращению выбросов в 2020 году, как они обещали в соответствии с Парижским соглашением.
Впервые в отчете определен неиспользованный потенциал и ключевые возможности для стран по повышению амбиций, и поэтому он станет ценным инструментом для правительств при обновлении их климатических планов.
Как отметил Уманья, в отчете очень четко изложены шаги, которые должны предпринять страны G20 для достижения установленного Межправительственной группой по изменению климата при ООН ориентира в 1,5°C. Отчет чрезвычайно всеобъемлющ, поскольку рассматривает 80 показателей. Полный отчет можно прочитать здесь.
Что касается транспорта, то вот ключевые выводы о текущем положении стран G20:
Выбросы от транспорта в странах G20 продолжали расти в 2018 году (+1,2%).
На долю транспорта приходится 20% выбросов CO2 от энергетического сектора стран G20, и за последние 10 лет выбросы в этом секторе продолжали стремительно расти.
Конечное потребление энергии в транспортном секторе стран G20 почти удвоилось между 1990 и 2018 годами. Этот спрос в основном обеспечивается нефтью.
Канада, Франция, Япония и Великобритания лидируют по запрету продажи автомобилей на ископаемом топливе. Но этого недостаточно, поскольку для соответствия показателю 1,5°C требуется поэтапный отказ от новых автомобилей на ископаемом топливе к 2035 году.
Китай за год почти удвоил долю электромобилей (более 1 миллиона в 2018 году) и имеет самую амбициозную политику по переходу на общественный транспорт.
Имея более 400 000 электробусов (на фото), Китай располагает крупнейшим в мире парком электробусов.
США (в 24 раза больше, чем в Индии), Канада и Австралия имеют самые высокие выбросы от транспорта на душу населения.
Выбросы от авиации в странах G20 стремительно растут, при этом Австралия, США и Великобритания имеют самые высокие выбросы от полетов на душу населения.
За исключением Австралии, Индонезии и России, все страны G20 имеют определенные политики по сокращению выбросов от автомобилей.
И вот что нужно сделать в сфере транспорта:
Страны G20 должны запретить продажу новых автомобилей на ископаемом топливе не позднее 2035 года.
В глобальном масштабе доля низкоуглеродных видов топлива в транспортном топливном балансе должна увеличиться примерно до 60% к 2050 году.
Страны G20 должны разработать и внедрить долгосрочную стратегию по поэтапному отказу от выбросов от грузовых перевозок к 2050 году.
Все страны G20 должны разработать и внедрить долгосрочные стратегии для поддержки модального сдвига в сторону немоторизованных видов транспорта и электрического общественного транспорта. Политики, направленные на изменение моделей потребления, также необходимы.
Все страны G20 должны активизировать усилия по поэтапному отказу от выбросов CO2 от авиации.
Отрадно, что австралийская авиакомпания Qantas Airways объявила в понедельник, что сократит свои выбросы углерода до чистого нуля к 2050 году, присоединившись к IAG, материнской компании British Airways. В прошлом месяце IAG стала первой крупной авиационной группой, взявшей на себя обязательство достичь чистого нуля к 2050 году.
А что касается доли электромобилей на рынке новых продаж автомобилей, то, согласно отчету, основанному на данных Международного энергетического агентства, в топ-5 вошли:
- Китай: 4,48%
- США: 2,45%
- Канада: 2,32%
- Южная Корея: 2,21%
- Франция: 2,15%
Странам G20 предстоит проделать большую работу. Хорошо слышать, что у Climate Transparency есть надежда.
Фото: DKMcLaren / CC BY SA-4.0