
На церемонии Volkswagen, посвященной началу производства ID.3, генеральный директор Герберт Дисс сделал несколько заявлений об электрификации отрасли. В частности, он заявил, что аккумуляторы, в отличие от водорода, являются более быстрым и дешевым способом сокращения выбросов в автомобильной промышленности. Он также призвал к установлению цены на углерод и обязался сократить выбросы углерода автопарка своей компании на 30% к 2025 году и до нуля к 2050 году.
На мероприятии также выступила канцлер Германии Ангела Меркель. Она призвала правительство Германии увеличить субсидии на электромобили и поставила цель по установке миллиона общественных зарядных станций в стране к 2030 году для питания 7-10 миллионов немецких электромобилей к тому же году.
Герберт Дисс сменил Маттиаса Мюллера на посту генерального директора VW в прошлом году из-за причастности последнего к скандалу с выбросами VW «дизельгейт».
Комментарии Дисса относительно водорода сосредоточились на текущей жизнеспособности технологии. В настоящее время водород значительно дороже аккумуляторов, а кривая стоимости водорода улучшается не так быстро, как аккумуляторов.
По крайней мере, в США водород стоит около 15 долларов за кг. Килограмм водорода позволяет проехать на автомобиле с топливными элементами около 60-70 миль, что делает водород дороже бензина в качестве топлива. Но большинство водородных автомобилей поставляются с бесплатным топливом в рамках лизинга, чтобы скрыть эту стоимость для потребителей.
Эти затраты могут снизиться с увеличением масштабов производства, но Дисс заявил, что «в обозримом будущем» водород останется дорогим и, следовательно, нежизнеспособным в потребительском сегменте.
Дисс считает, что водород останется конкурентоспособным в грузовых перевозках, судоходстве и промышленных приложениях в следующем десятилетии. Он сможет заменить ископаемое топливо в этих сферах, но будет представлять собой улучшение только в том случае, если водород сможет производиться за счет избыточной возобновляемой энергии.
В настоящее время около 95% водорода производится непосредственно из ископаемого топлива путем парового риформинга и других методов. Также возможно производство водорода путем электролиза (не процесса удаления волос, а химического процесса, включающего пропускание электричества через воду), хотя это еще не делается в значительных масштабах.
Если бы водород производился путем электролиза с использованием возобновляемой энергии, топливные элементы могли бы быть более экологичными, чем они есть сейчас. Но пиковая теоретическая эффективность топливных элементов ниже текущей реальной эффективности аккумуляторных батарей электромобилей, поэтому топливные элементы никогда не будут эффективнее аккумуляторных электромобилей, хотя могут предлагать другие преимущества (например, плотность энергии для судоходства).
Дисс заявил, что VW и вся немецкая автомобильная промышленность должны «быстро перейти к электрической мобильности, чтобы мы могли занять лидирующие позиции в мире в этой технологии».
Чтобы этот переход был выгоден потребителю, Дисс предлагает две вещи: цену на углерод и больше общественных зарядных станций.
Цена на углерод привела бы к тому, что транспорт с низким уровнем выбросов стал бы более экономичным, поскольку она наконец-то отразила бы внешние издержки, связанные с загрязняющим ископаемым транспортом.
Общественные зарядные станции важны для электромобилей, поскольку их в настоящее время относительно мало, что создает у водителей, не владеющих электромобилями, впечатление, что им негде зарядить свой автомобиль. На практике большинство владельцев электромобилей заряжаются в одном и том же месте большую часть времени, будь то работа или дом, и поэтому общественные зарядки менее важны, чем общедоступные бензоколонки.
Тем не менее, большее количество и более быстрые зарядные станции будут способствовать внедрению электромобилей. Меркель поддержала эту идею, поставив цель иметь миллион общественных зарядных станций в Германии к 2030 году.
В дополнение к этой цели Германия хочет увеличить стимулы для покупателей электромобилей. В настоящее время покупатели электромобилей получают 4000 евро от немецкого правительства, а покупатели подключаемых гибридов — 3000 евро за автомобили с базовой ценой ниже определенного порога. Согласно новому плану, все стимулы будут увеличены на 50% в течение следующих пяти лет, и будут добавлены новые стимулы для транспортных средств выше предыдущего ценового порога.
Программа стимулирования электромобилей в Германии была менее успешной, чем ожидалось, хотя это в значительной степени связано с исключением Tesla, самой продаваемой марки электромобилей в Германии. Это привело к мнению, что Германия намеренно установила базовый ценовой порог для стимула на уровне, который исключает только Tesla, в качестве протекционистской меры для европейских автомобильных брендов.
Тот факт, что Германия рассматривает возможность увеличения своих стимулов в тот же день, когда крупнейшая компания страны начинает производство своего первого настоящего электромобиля, и вскоре после того, как другие немецкие компании начали выпускать электромобили с более высокой ценой, такие как e-tron и Taycan, безусловно, мало способствует развеиванию этого восприятия.
Комментарии Дисса можно увидеть в этом видео. Метка времени указывает начало его комментариев об электромобилях:
https://www.youtube.com/watch?v=mRT75LhKv5A&feature=youtu.be&t=1697
Мнение Electrek
Очень приятно видеть топ-менеджера автопрома, который «понимает». Генеральный директор VW, крупнейшего автопроизводителя в мире, обладает мощным рупором, когда речь идет о влиянии как на немецкую политику, так и на мировую автомобильную промышленность в целом.
Мы часто видим руководителей автопроизводителей, которые просто не имеют понятия о возможностях электромобилей, о направлении движения отрасли, о том, что делают их новые конкуренты, или о правильном направлении для государственной политики.
VW был одной из таких компаний в прошлом, когда они годами обманывали при испытаниях на выбросы, что стоило потребителям миллиарды долларов и тысячи жизней. Они были наказаны за это (возможно, недостаточно), но вышли из этого, делая громкие заявления и крупные инвестиции в электромобили.
Пока у них недостаточно электромобилей на дорогах или в дилерских центрах, но в целом они кажутся одним из самых серьезных автопроизводителей. И сегодняшние комментарии с призывом к установлению цены на углерод и демонстрацией реальных знаний о преимуществах и недостатках топливных элементов были освежающими от Дисса. Это, безусловно, лучше, чем подход Toyota, которая инвестирует и продвигает технологию топливных элементов, о которой они знают, что она не годится для легковых автомобилей.
Но, как всегда, самое важное — это поставить автомобили на дороги, и сделать это в большом количестве. VW ID.3 должен легко продаваться — у него правильные характеристики, цена и достаточно привлекательный внешний вид. Но будет ли VW прилагать усилия для производства и продажи достаточного количества автомобилей, чтобы повлиять на выбросы парка из *10 миллионов* автомобилей, которые они продают ежегодно, еще предстоит увидеть.
VW сделал первый шаг, чтобы к нему относились серьезно — согласовал инвестиции и публичные заявления с реальностью того, куда движется отрасль, и показал, что они движутся в правильном направлении. Теперь им нужно действовать.