
Чемпионат Формулы Е близится к завершению, осталось всего несколько гонок до конца сезона: только эта и предстоящий двойной этап в Нью-Йорке. На этих выходных Формула Е возвращается в Швейцарию – это всего лишь вторая автогонка в стране за более чем полвека.
В 1955 году Швейцария запретила автогонки по всей стране в ответ на катастрофу в Ле-Мане 1955 года, где сотни зрителей погибли или получили ранения в результате ужасной аварии. Этот запрет действовал 60 лет, пока страна не отменила его в 2015 году – но только для электрических гонок. Этот шаг был предпринят для привлечения Формулы Е в страну, и в прошлом году Цюрих принял первую гонку в Швейцарии с момента введения запрета. В этом году гонка перемещается на новую трассу в де-факто швейцарской столице, Берне, с интересной особенностью у выхода из 4-го поворота – настоящей медвежьей ямой. Да, яма. С медведями.
Но прежде всего – обзор гонки. Прежде чем говорить о результатах прошлой гонки, вот полная запись гонки на YouTube-канале Формулы Е. Посмотрите, если хотите. Внизу этой публикации вы также найдете более короткое видео с лучшими моментами последней гонки.
Обзор гонки Берлинского ePrix
Берлин порадовал солидной гонкой на широком автодроме Темпельхоф, с большим количеством обгонов и, на этот раз, без особого хаоса. На трассе также проходил фестиваль Greentech в выходные гонки с выставками компаний, занимающихся зелеными технологиями и мобильностью.
Широкая трасса включала в себя зону активации режима атаки, которая находилась очень далеко от оптимальной гоночной траектории, заставляя пилотов терять больше времени на активацию режима атаки, чем в любой предыдущей гонке.
Это было проблемой на протяжении всей гонки, поскольку зона активации была настолько далеко от траектории, что машина теряла около 5 корпусов при активации. Это привело к тому, что некоторые пилоты колебались перед активацией или даже теряли позицию при активации, а затем им приходилось бороться, чтобы вернуть ее с увеличенной мощностью.
В квалификации Nissan продолжил свою хорошую серию: Себастьян Буэми занял поул, а обе машины Audi хорошо выступили в домашней гонке. Андре Лоттерер снова потерпел неудачу в квалификации, не показав время, поскольку он пересек финишную черту слишком поздно, чтобы начать свой квалификационный круг.
Трасса была довольно грязной вне гоночной траектории в начале гонки, но это не помешало Лоттереру упорно бороться со своей стартовой позиции в конце пелотона и отыграть пять мест за первые несколько кругов. Буэми удерживал первое место всего около первых семи минут гонки, после чего Лукас ди Грасси вышел вперед и начал отрываться.
Мы увидели тот же паттерн, что и в Монако: Nissan показывал хорошую скорость в квалификации, но плохую в гонке. В разное время гонки и Буэми, и Оливер Роуленд сдерживали большие группы машин позади себя, вызывая суматошное маневрирование за позицию у преследующих машин, когда они пытались обогнать Nissan.
Несмотря на маневрирование, в этой гонке было относительно мало хаоса: все машины, кроме двух, финишировали, и ни одна не сошла из-за аварий. Алекс Линн сошел после блокировки задней оси, из-за чего он застрял на трассе, а у Лоттерера возникла проблема с аккумулятором, из-за которой ему пришлось свернуть в боксы. Жаль для него, так как он отыграл много позиций, стартовав с конца, и мог бы стать героем камбэка, если бы финишировал в очках.
В итоге ди Грасси удалось сохранить лидерство, которое он захватил у Буэми, и одержать первую победу для Audi дома. Его партнер по команде Даниэль Абт провел солидную гонку и финишировал 6-м. Подиум дополнили Буэми и Жан-Эрик Вернь. Вернь стартовал 8-м и оказался на подиуме – впечатляющее выступление.
Nissan набрал хорошие очки, заняв 2-е и 8-е места, они поднимаются в чемпионате, но даже с их недавней хорошей формой они слишком далеко позади, чтобы претендовать на победу, если не произойдет несколько чудес. Audi удалось значительно сократить отставание от Techeetah и теперь они отстают на 25 очков – много, но вполне реально выиграть за три гонки.
Другие новости Формулы Е
На прошлой неделе появилось много новостей, в основном связанных с публикацией предварительного календаря Формулы Е на следующий год.
Ad Diriyah снова примет открытие сезона, но оно будет двойным, с двумя гонками в эти выходные. Лондон вернулся в календарь с инновационной трассой внутри и снаружи помещений и примет двойной этап в конце сезона. Нью-Йорк остается в календаре с предпоследней гонкой, но в следующем году двойного этапа не будет.
Швейцария и Монако выбыли из календаря. Монако заменяет Сеул, Южная Корея (Монако проводит гонку раз в два года, так как там же проходит исторический Гран-при Монако каждые два года). Предлагаемая трасса в Сеуле будет проходить по площади Кванхвамун и площади Мэрии Сеула.
Места в календаре, которые занимали Марракеш и Санья, в настоящее время помечены как «неподтвержденные», причем последний должен состояться в неуказанном городе Китая.
Интересно то, что календарь трижды пересекается с календарем Чемпионата мира по гонкам на выносливость. Многие пилоты участвуют в обоих чемпионатах, поэтому эти совпадения могут вызвать много хаоса.
Например, два года назад Буэми, который тогда был действующим чемпионом Формулы Е, должен был выиграть второй чемпионский титул после доминирующего сезона, но ему пришлось пропустить выходные ePrix в Нью-Йорке с двойным этапом. Из-за пропуска этих двух гонок чемпионом в итоге стал ди Грасси.
Буэми по-прежнему выступает в WEC (его команда выиграла 24 часа Ле-Мана и чемпионат WEC на прошлых выходных), как и несколько других пилотов Формулы Е, и вполне вероятно, что в следующем году будет продолжаться пересечение составов. Из-за этого мы можем увидеть дальнейшие изменения в предложенном календаре Формулы Е на следующий год.
Берн ePrix 2019 – чего ожидать (подождите, мы почти добрались до части про медведей)
Главная интрига здесь – продолжит ли Audi догонять Techeetah, или Берлин, где они традиционно хорошо выступали, был просто случайностью. Techeetah по-прежнему выглядит фаворитом, но этого недостаточно, чтобы списать Audi со счетов. Virgin, Nissan и Mahindra все еще могут наверстать упущенное, но гоночный темп Nissan не был выдающимся, а Virgin и Mahindra в последнее время замедлились. Похоже, что это гонка двух команд за командный чемпионат.
Что касается пилотов, то здесь все еще слишком близко, чтобы предсказать. Действующий чемпион Вернь лидирует, но всего на 6 очков опережает ди Грасси, который был чемпионом два года назад и выступает в Формуле Е с первого дня (он был первым тестовым пилотом серии). Лоттерер тоже недалеко. Антониу Феликс да Коста и Робин Фрийнс также имеют шансы. Все остальные, кажется, вряд ли смогут догнать.
Мы еще не гонялись на трассе в Берне, поэтому пока не знаем, чего ожидать. Трасса немного отличается от большинства трасс Формулы Е, поскольку городские гонки требуют большого количества поворотов под 90 градусов, шпилек и шикан для разбивки длинных бульваров.
Улицы Берна более плавные и извилистые, чем во многих центрах городов, где проходят гонки Формулы Е, что делает карту трассы по крайней мере немного отличающейся от многих других, которые мы видим в этой серии.
Формула Е опубликовала видео-превью трассы, если хотите взглянуть на улицы, по которым они будут гоняться в эти выходные. Трасса характеризуется сильными перепадами высот, что нетипично для Формулы Е, которая обычно имеет довольно плоские трассы в центрах городов или парковых зонах.
Все эти подъемы и спуски добавят дополнительную нагрузку на аккумуляторы и тормоза, и могут сделать потребление энергии на этой трассе более проблематичным, чем на предыдущих. В зависимости от погоды, температура также может стать проблемой, поскольку аккумуляторы будут работать еще больше обычного из-за дополнительного использования энергии и рекуперации во время движения автомобилей вверх и вниз по склонам.
И, конечно же, я должен упомянуть медвежью яму. По-видимому, город Берн имеет давнюю историю с медведями, причем медведь является символом города с XII века. С 1857 года в городе действовали различные медвежьи ямы, открытые для публики. И так уж совпало, что трасса проходит мимо медвежьей ямы недалеко от выхода из шикана 3-4-5:
Возможно, это не сделает борьбу на трассе более интересной, но, учитывая хаос, который мы видели на некоторых гонках Формулы Е в этом году (включая град на Парижском ePrix), никогда не знаешь, что может произойти. Эта гонка станет первой для автоспорта в Берне, но будем надеяться, что в эти выходные мы не услышим о первой атаке медведя на электромобиль.
В любом случае, это должна быть интересная трасса для последней европейской гонки года.
Берн ePrix состоится в субботу, 22 июня. Гонка начнется в 9:00 PDT/12:00 EDT, 16:00 UTC, 18:00 по местному времени Берна. Зайдите на сайт Формулы Е, чтобы узнать, как посмотреть гонку в вашей стране.
https://www.youtube.com/watch?v=VGElBSE_xEA