
Княжество Монако, анклав для богатых и знаменитых, где находится немало экзотических автомобилей, является гоночной меккой уже 90 лет. Но здесь находят дом не только бензиновые автомобили – знаменитая трасса Гран-при Монако, место проведения самой престижной гонки в мире, в третий раз в эти выходные принимает Формулу E.
Монако не только принимает ePrix, но и, кроме того, принц Монако Альбер II уже довольно давно поддерживает электромобили. Он даже владеет Model S и проехал на ней круг почета по трассе перед Гран-при несколько лет назад.
Княжество также является домом для экзотического производителя электромобилей Venturi, у которого есть команда в чемпионате Формулы E, и который поставляет силовые установки другой команде, HWA racelab. Несколько лет назад они установили мировой рекорд скорости для электромобилей. Так что Монако обладает большим опытом в области электромобилей, несмотря на свою славу машин с мощными бензиновыми двигателями.
Но давайте, как обычно, начнем с обзора последней гонки. Прежде чем говорить о результатах прошлой гонки, вот полная запись гонки на YouTube-канале Formula E. Посмотрите, если хотите. Внизу этой публикации вы также найдете более короткое видео с основными моментами прошлой гонки.
Обзор гонки Paris ePrix
Выходные начались с очень грязной трассы, с большим количеством мусора, листьев и тому подобного, принесенного ветром в Париже. Это затруднило квалификацию, поскольку трасса оставалась грязной на протяжении всей сессии.
В итоге Оливер Роуленд занял первое место на старте после дисквалификации Mahindra за недостаточный уровень давления в шинах, и у нас появился первый повторный обладатель поул-позиции в этом году – 7 разных обладателей поул-позиции в 8 гонках. А 5 из топ-6 квалифицировавшихся еще не выигрывали гонку, в год, когда у нас были разные победители в каждой гонке.
Себастьян Буэми стартовал сразу за Роулендом, команда Nissan заняла весь первый ряд стартовой решетки на своей домашней гонке (команда базируется во Франции, унаследовав ее от бывшей команды Renault). После неудачного сезона у Nissan, казалось, дела пошли в гору.
В начале гонки погода была солнечной, но грозился дождь – вокруг сгущались тучи, половина стартовой решетки находилась в тени и была мокрой от предыдущих дождей, поэтому гонка стартовала под автомобилем безопасности, чтобы не дать половине стартовой решетки несправедливого преимущества в сцеплении.
После нескольких кругов Роуленд сам врезался в повороте, сойдя с трассы и оказавшись в конце пелотона. Вскоре после этого у Буэми возникла проблема с лидерством, ему пришлось пит-стоп, что вывело Робина Фрийнса на первое место, хотя и до этого Фрийнс получил небольшое повреждение переднего крыла в погоне. Nissan перешли с первого ряда на самое дно пелотона обеими машинами.
Кроме того, первая треть гонки прошла довольно неинтересно, что сильно отличалось от большинства гонок этого года. Казалось, что нас ждет очередная «скучная» гонка.
И тут, боги Формулы E, не желая дать нам передохнуть от действия… небеса разверзлись.
После четырех с половиной сезонов без настоящей дождливой гонки, пошел не только дождь, но и град. На трассе с различными покрытиями (временный асфальт поверх булыжника, постоянные городские улицы и окрашенные поверхности, которые очень скользкие в мокром состоянии), добавление града – фактически как езда по шарикам – создавало невероятно сложные условия.
После короткого периода под флагом полного курса, пока самый сильный град проходил, гонка достойно продолжалась, несмотря на условия. Но между ездой по мокрым шарикам и окрашенным поверхностям, было слишком много аварий, чтобы их можно было пересчитать, и слишком много событий, чтобы их можно было здесь пересказать. Множественные одновременные аварии происходили в разных частях трассы, и к концу гонки 6 машин официально сошли с дистанции из-за повреждений в результате аварий и столкновений.
Фрийнс, несмотря на раннее повреждение переднего крыла, сумел удержать лидерство в условиях непогоды и пересек финишную черту первым. Это была его первая победа в Формуле E, что означает, что в этом году в 8 гонках у нас было 8 победителей из 8 разных национальностей от 7 разных команд. После хаоса гонки на подиуме его дополнили Андре Лоттерер и Даниэль Абт.
Так что Формула E снова сумела подарить нам что-то безумное для просмотра. Этот сезон был невероятным.
Это означает, что нас снова ждет напряженная борьба за чемпионат: Фрийнс и Лоттерер всего в 1 очке друг от друга, несмотря на то, что последний ни разу не выигрывал гонку в этом году. Третье место отстает на целых 10 очков, но ситуация остается относительно близкой до 10-го места в чемпионате. Команды также близки: DS Techeetah, Virgin и Audi в топ-3, а Mahindra отстает после разочаровывающих результатов в последних гонках. Nissan наконец-то показали некоторый потенциал в квалификации, но они слишком далеко отстают в чемпионате, чтобы рассчитывать на победу так поздно в сезоне.
К сожалению, один из ведущих кандидатов на пост мэра Парижа пригрозил отменить гонку, если он будет избран – но допустил практически все ошибки (цена билетов, влияние гонки на городские улицы и окружающую среду, стоимость билетов, мощность и скорость автомобилей, стоимость автомобилей, продаваемых производителями в серии) в ходе своих жалоб. Так что, возможно, в следующем году мы сюда не вернемся… но это будет упущенная возможность для Парижа, поскольку множество других городов по всему миру выстроились в очередь, чтобы принять гонку Формулы E. В том числе и место проведения следующей гонки, одного из самых живописных городов мира – Монако.
Monaco ePrix 2019 – чего ожидать
Хотя это будет третья гонка Формулы E здесь, первая состоялась в дебютном сезоне 2014-15 годов. Монако также принимает биеннале «Исторический Гран-при Монако» с гоночными автомобилями из прошлого, и он запланирован за две недели до Гран-при Формулы 1. Формула E занимает тот же уик-энд, за две недели до Формулы 1, в годы, когда историческая гонка не проводится.
Однако Формула E не использует ту же трассу, что и Формула 1. На последних двух гонках использовался укороченный участок, где машины поворачивали направо у Sainte Devote сразу после стартовой прямой, вместо того чтобы подниматься к площади Казино. Затем они возвращались на трассу Формулы 1 после выезда из туннеля, возле секции со бассейном. Это сокращает примерно половину трассы.
Ранее это делалось из-за проблем с энергией и мощностью у машин Gen 1, но с новыми машинами Gen 2 этого года генеральный директор Алехандро Агаг и несколько пилотов хотели вывести Формулу E на полную трассу Монако. Они столкнулись с сопротивлением команд и FIA, которые не сертифицировали полную трассу для гонки Формулы E.
До сих пор мы не видели ни одной гонки Формулы E на той же трассе, что и гонка Формулы 1, что означает, что у нас нет прямого сравнения скоростей двух гоночных серий. Безусловно, Формула 1 была бы намного быстрее (по многим причинам – практически неограниченные бюджеты, более цепкие шины, а также все еще более легкая и мощная силовая установка), но это все равно было бы интересное сравнение, особенно учитывая, как долго Формула 1 гонялась на одной и той же трассе, что давало бы некоторую возможность сравнить Формулу E с историческими результатами серии.
Агаг заявил, что его не беспокоят эти сравнения, он просто хочет, чтобы гонки были максимально зрелищными. Некоторые команды считали, что трасса будет слишком растянутой, и это снизит зрелищность.
Похоже, что Формула E в конечном итоге выйдет на полную трассу Монако, но в этом году этого не произойдет. Возможно, когда-нибудь в ближайшем будущем.
Это будет домашняя гонка для Venturi, в стране, настолько маленькой, что «домашняя гонка» действительно что-то значит. У них были проблемы с силовой установкой в последнее время, и они будут стремиться решить эти проблемы. А у одного из их пилотов, Фелипе Массы, есть большой опыт выступлений на улицах Монако: он гонялся здесь 15 раз в своей карьере в Формуле 1. Так что следите за ними, особенно учитывая, что здесь возможны неожиданные результаты, если кто-то хорошо проедет квалификацию, а затем сможет достаточно упорно защищаться, чтобы удержать лидерство.
На узких улицах Монако, как известно, трудно обгонять, поэтому отличное выступление в квалификации может означать большой шанс на победу в гонке. В Формуле 1, несмотря на престиж гонки, она часто является одной из самых скучных гонок года, поскольку гонка, как правило, заканчивается почти в том же порядке, что и квалификация, почти без обгонов.
Но у Формулы E есть большой опыт выступлений на узких уличных трассах, и им все же удается добиваться захватывающего экшена. Так что вы можете ожидать от этой гонки немного больше, чем от большинства гонок Формулы 1 в Монако.
Итак, возможно, на этих выходных у нас действительно будет первая «скучная» гонка года – если, конечно, снова не пойдет град. Или, возможно, мы отметим еще одно безумное погодное явление из нашего списка. Что будет на этот раз? Землетрясения? Снегопад? Извержение вулкана? Или просто невыносимо прекрасное солнце Лазурного Берега, чтобы вызвать у нас зависть и/или готовность начать мировую революцию?
Подключайтесь, чтобы узнать, какой сюрприз, если таковой будет, приготовили для нас боги погоды в эти выходные. Или поделитесь своими догадками в комментариях.
Monaco ePrix состоится в субботу, 11 мая. Гонка начнется в 7:30 утра по тихоокеанскому времени / 10:30 утра по восточному времени, 14:30 UTC, 16:30 по местному времени Монако. Посетите веб-сайт Formula E, чтобы узнать, как смотреть гонку в вашей стране.
https://www.youtube.com/watch?v=LQQkSVtdsRs