Tesla «подсадила» на автопилот, обманув ожидания первых покупателей

Наряду с несколькими другими изменениями за последние несколько дней, Tesla полностью пересмотрела различия между «Улучшенным автопилотом» (Enhanced Autopilot) и «Полным автопилотом» (Full Self-Driving). Функции обеих систем были изменены, а FSD, который несколько месяцев был недоступен для заказа, снова вернулся и доступен для покупки.

Но одно из изменений заключается в том, что Tesla предлагает владельцам Model 3, которые уже купили автомобиль, но ранее не приобрели «Улучшенный автопилот» или «Полный автопилот», скидку на покупку программного обеспечения для одной из этих систем.

Проблема в том, что изначально эти системы рекламировались как дорожающие при заказе после доставки, а не дешевеющие. Теперь первые покупатели, которые поверили Tesla на слово и заплатили полную цену за эти системы, лишаются скидок и в итоге заплатят больше, чем те, кто купит их сейчас.

Реклама — прокрутите для продолжения

Конечно, цены на многие продукты меняются, особенно на продукты Tesla. Часто ранние последователи продукта получают ценовые преимущества, и это случалось с продуктами Tesla достаточно часто, чтобы не быть сюрпризом.

Разница в том, что обычно ранние последователи имеют преимущество использования продукта раньше всех остальных. Но теперь владельцы, купившие «Полный автопилот» до поставки, но так и не воспользовавшиеся им (потому что он не был активирован), лишаются скидки на продукт, которым они даже не пользовались, просто потому, что они поверили Tesla на слово, что им будет выгоднее заказать его раньше, чем позже.

Таким образом, это не эквивалентно снижению цены на уже существующий на рынке продукт — как это произошло недавно с S/X/3. Это больше похоже на то, если бы Tesla сказала держателям бронирований Model 3, внесшим деньги в первый день, что им придется платить за машину больше, чем тем, кто не бронировал ее. Очевидно, люди были бы по праву возмущены такой концепцией.

В случае с любым другим продуктом, если продукт заказан, а цена снижается до выполнения заказа, покупатель может просто отменить заказ, а затем снова приобрести продукт по более низкой цене. Поскольку заказы на FSD еще не выполнены, кажется несправедливым, что они лишены возможности получить более низкую цену на продукт, который еще не был отгружен.

Рассмотрим раннего владельца Model 3, который приобрел как AP, так и FSD до поставки (автор этой статьи может попасть именно в эту категорию). За эти две опции он заплатил 8 000 долларов, получив информацию о том, что после поставки они будут стоить 10 000 долларов (или 11 000 долларов после того, как Tesla повысила цену FSD после поставки — и до того, как они полностью убрали пакет из-за «путаницы»). Теперь сравните это с владельцем, который не покупал ни AP, ни FSD — этот владелец может получить ту же выгоду сегодня за 5 000 долларов, что на 3 000 долларов меньше, чем заплатил первый владелец (или на 5 000 долларов меньше, чем они ожидали по заявленной цене после поставки).

Первый владелец действительно получил преимущество, пользуясь автопилотом около года, что является ценой, которую ранние последователи иногда платят за получение выгоды раньше других. Но теперь, по сравнению с владельцем, который купил AP, но не FSD, тот может получить FSD сегодня за 2 000 долларов (по крайней мере, согласно Twitter генерального директора Илона Маска). Это означает, что за опцию, от которой первый владелец не получил никакой выгоды и которую он приобрел с обещанием более низкой цены, чем при пост-поставочной покупке, он теперь потерял 1 000 долларов — или 2 000 долларов, если сравнивать с заявленной Tesla ценой после поставки.

Маск заявил в Twitter, что «любой, кто уже заплатил 3000 долларов, должен получить 1000 долларов обратно», но это было ответом на вопрос о недавнем изменении цены и том факте, что система заказов Tesla еще не обновилась с новой ценой. Когда его спросили, означает ли это действительно *любого*, кто заплатил 3000 долларов (включая ранних владельцев), Tesla не смогла подтвердить это.

Маск заявил, что, к сожалению, ранним покупателям просто придется смириться с этими изменениями:

Его обоснование несколько пустовато, поскольку Tesla *делает* опцию ретроактивно дешевле для владельцев, которые уже владеют продуктом (Model 3), которым была заявлена цена на будущее, но которые еще не приобрели опцию. Другим владельцам такого же подхода не предоставляют.

Проблема в том, что даже обоснование этого не совсем понятно. Все кажется довольно случайным, как и многие ценовые изменения Tesla.

И изменения цен настолько случайны и странны, что даже коммуникации компании кажутся противоречивыми, поскольку блог Tesla утверждает, что владельцы, купившие Tesla до этой недели, могут обновить «Полный автопилот» за 3 000 долларов, в то время как Маск говорит, что та же опция стоит 2 000 долларов в Twitter.

Единственным утешением, предложенным тем, кто уже имеет FSD, является приглашение этих владельцев в программу раннего доступа Tesla для тестирования ранних версий внутрисалонного программного обеспечения. Но многим владельцам это будет неинтересно (или необязательно нужно), возможно, они уже имеют к нему доступ, или получили его через реферальную программу. Можно предположить, что пересечение между самыми лояльными клиентами, которые заказывали FSD, не получив от него никакой выгоды и, по сути, предоставив Tesla бесплатный кредит, и клиентами с высоким количеством рефералов, может быть довольно значительным. А учитывая историю Tesla с некоторой задержкой в выполнении реферальных наград, возникает вопрос, как долго FSD-владельцам придется ждать реальной выгоды от приглашения в программу раннего доступа. В любом случае, альфа-тестирование программного обеспечения не кажется выгодой, стоящей четырехзначной суммы, по крайней мере, не для всех. (Обновление от 23 апреля: Tesla так и не пригласила покупателей FSD в программу раннего доступа, отклонила запросы некоторых владельцев на приглашение и удалила пост в блоге, где они обещали это сделать)

Все это немного напоминает ситуацию с снижением цены на Model 3 Performance несколько месяцев назад, когда Tesla выпустила продукт, а затем снизила цену всего через месяц, оставив самых ранних покупателей недовольными тем, что они переплатили за что-то, и цена снизилась так скоро после выпуска. Проблема в том случае была не столько в снижении цены, сколько в том, что это произошло так скоро после выпуска продукта. Но по крайней мере, те владельцы получили возможность использовать продукт раньше — покупатели FSD еще не пользовались им вообще. И Tesla в конечном итоге компенсировала этим владельцам разницу в цене (по запросу).

Эти случайные изменения цен также противоречат первоначальной философии Tesla, заключающейся в простом, четком ценообразовании, чтобы каждый клиент платил одинаковую цену за товары, и никто не чувствовал себя обманутым. Очевидно, цены будут меняться со временем и добавляться новые функции, но столь случайные изменения цен не соответствуют цели, которую Tesla изначально поставила, — чтобы люди чувствовали, что к ним относятся справедливо. Такое поведение больше похоже на стандартный опыт дилерской продажи, когда все получают разные цены без особой причины. Для клиентов, которые хотели заказать у Tesla, чтобы уйти от этого опыта, это печально.

И если все это кажется запутанным, то так оно и есть. Я совершенно потерял нить того, как работает ценообразование Tesla, и мне трудно найти в этом какую-либо рациональность. Спросите меня, насколько хороша машина (она фантастическая), но не спрашивайте меня, сколько что-либо стоит. Даже если бы я знал, эта информация, скорее всего, устарела бы к тому времени, как я закончу предложение 🤷‍♂️