
Финансовый отчет Tesla за 4 квартал 2018 года только что вышел, и среди новостей было несколько обновлений по производству Model 3.
Самые важные детали заключаются в том, что Tesla нацелена на производственную мощность 10 000 автомобилей в неделю к концу года, что трудозатраты на автомобиль снизились на 20% по сравнению с предыдущим кварталом, и что производство Model 3 для китайского рынка должно начаться к концу этого года.
Tesla неуклонно наращивала производство Model 3 в течение прошлого года. Когда автомобиль был впервые представлен в июле 2017 года, было доступно лишь мизерное количество автомобилей, и они предназначались только для сотрудников. Потребовалось еще около 5 месяцев, чтобы поставки начались не для сотрудников, а производственная мощность едва превышала 100 автомобилей в неделю до конца 2017 года.
Затем в течение 2018 года производственные мощности резко выросли до более чем 5000 автомобилей в неделю, а во второй половине года наблюдался массивный рост поставок Model 3.
Теперь кривая производства Tesla выровнялась, и Tesla ожидает более «постепенного» роста производственных мощностей в течение следующего года.
Tesla сообщает, что каждый этап производственного процесса Model 3 во Фримонте продемонстрировал способность достичь темпа в 7000 автомобилей в неделю за 24 часа. Они нацелены на устойчивый темп в 7000 автомобилей в неделю к концу года, что в годовом исчислении составляет 350 000 автомобилей в год.
Но это только с завода во Фримонте. Tesla также объявила о планах начать производство Model 3 на гигафабрике в Шанхае, строительство которой началось в этом месяце. К концу года они хотят начать производство Model 3 в Китае с целью достичь 3000 единиц в неделю, доведя общий объем до 10 000 единиц в неделю по всему миру, или 500 000 автомобилей в год.
Еще лучше для Tesla, компания ожидает, что капитальные затраты на строительство их китайской линии Model 3 составят менее половины того, что было потрачено на строительство линии во Фримонте. Это должно помочь увеличить маржу на Model 3, что, в свою очередь, позволит Tesla создавать более доступные автомобили, сохраняя при этом устойчивую прибыльность.
Еще одним событием в этом направлении стало дополнительное 20% сокращение трудозатрат на автомобиль в течение 4 квартала. Благодаря этому, несмотря на снижение средней цены продажи из-за внедрения Model 3 средней комплектации, Tesla все еще смогла поддерживать высокую маржу на Model 3 в целом. Это является хорошим знаком для будущего запуска базовой Model 3 за 35 000 долларов, которую мы должны были увидеть в этом квартале, но ее до сих пор нет.
Сокращение трудозатрат на автомобиль может частично объяснить недавнее сокращение 7% рабочей силы Tesla, хотя большая часть этого, как сообщается, пришлась на линии Model S и X, и Tesla по-прежнему стремится увеличить общие темпы производства Model 3.
Мнение Electrek
Забавно, что Tesla описывает удвоение производства как «постепенное». Но опять же, компания сумела почти утроить выручку в течение одного квартала, с 2-го по 3-й квартал 2018 года. Так что удвоение производственных мощностей в течение года — это более скромный уровень роста.
Однако это зависит от оценки Tesla, что производство Model 3 может быть налажено в здании, которого еще не существовало в начале этого года.
Это кажется довольно быстрым, но одна из причин, по которой многие компании переносят производство в Китай, — это скорость, с которой завод может быть запущен. Мы видели это недавно, когда всего через неделю после церемонии закладки фундамента объект уже жил активной работой.
Заводу Tesla во Фримонте потребовался примерно год, чтобы перейти от «запущенного» (несколько десятков автомобилей в неделю) к «массовому производству» (несколько тысяч в неделю), поэтому переход от «нуля» к массовому производству за год был бы еще более впечатляющей задачей.
Но Tesla многому научилась в процессе производства, и если они смогут применить эти уроки к строительству своей шанхайской линии Model 3, возможно, этот темп достижим.
Я не удивлюсь, если Tesla не уложится точно в этот график, так как компания известна установкой чрезмерно оптимистичных сроков производства и выпуска автомобилей. Но сроки не *дико* оптимистичны, и Tesla обычно добивается результатов… в конечном итоге.
Например, изначально Tesla планировала поставить 500 000 автомобилей в 2020 году, но еще в 2016 году Tesla заявила, что планирует поставить 500 000 автомобилей в 2018 году. Мало кто верил в это заявление тогда. Оказалось, что они не достигли этой цифры — в прошлом году они поставили примерно половину этого количества автомобилей, а в этом году планируют поставить 360 000–400 000 автомобилей, согласно сегодняшнему обновлению.
Но даже если Tesla пропустит 10 000 Model 3 в неделю на несколько месяцев, вполне вероятно, что они смогут поставить 500 000 автомобилей *в следующем* году, вернувшись к своим первоначальным планам. И если им удастся завершить 2019 год с темпами производства Model 3 в 10 000 в неделю, и планировать массовое производство Model Y в следующем году, а также продолжать продавать S и X, то они могут продать даже более 500 000 автомобилей в следующем году, превзойдя свою первоначальную оценку.
Такова сложная задача — следить за постоянно меняющимися планами производства Tesla. Общая нить заключается в следующем: Tesla растет, очень быстро, но кому-либо трудно угадать, насколько быстро, или угадать, когда все произойдет с точностью до нескольких месяцев.
Поэтому к заявлениям Tesla сегодня можно относиться с долей скепсиса, но концепция скорого начала производства Model 3 в Китае кажется обоснованной.