
Электрические велосипеды становятся все более популярными видами двухколесного электрического транспорта как для поездок на работу, так и для прогулочных поездок. Два наиболее распространенных типа электродвигателей, используемых в современных электровелосипедах, — это мотор-колеса и центральные моторы. Какой из них лучше всего подходит для ваших нужд? Читайте дальше, чтобы узнать больше!
Мотор-колеса, которые размещают электродвигатель в центре колеса велосипеда, безусловно, являются наиболее распространенной формой двигателей для электровелосипедов.
Центральные моторы, которые размещают двигатель ближе к центру велосипеда и передают мощность двигателя на заднее колесо через цепную передачу велосипеда, стали намного более распространенными за последние 2-3 года и значительно сокращают лидерство мотор-колес как короля двигателей для электровелосипедов.
Оба типа имеют ряд уникальных преимуществ и недостатков, поэтому выбор подходящего двигателя для вас во многом будет зависеть от ваших требований и того, какие преимущества кажутся вам наиболее полезными.
Преимущества мотор-колес для электровелосипедов
Одним из самых больших преимуществ мотор-колес является то, что они требуют минимального обслуживания или вообще не требуют его. Это полностью независимая система привода, которая хранит все свои компоненты внутри корпуса двигателя, оставляя вам ничего, с чем можно было бы возиться или обслуживать.
Эта закрытая система также означает, что вероятность поломки намного меньше. Существует два типа мотор-колес: мотор-колеса с редуктором, которые имеют внутренние планетарные шестерни для снижения скорости двигателя с высоким числом оборотов, и безредукторные мотор-колеса, которые не имеют шестерен и напрямую соединяют ось статора двигателя с низким числом оборотов с велосипедом. Мотор-колеса с редуктором обычно имеют только одну точку слабости: шестерни. Со временем зуб может сломаться, и усиленные нейлоновые шестерни в конечном итоге износятся.
Мотор-колеса без редуктора, с другой стороны, имеют нулевые движущиеся части, кроме подшипников, поэтому, по сути, ничто не изнашивается. Пока они не заржавеют или не износятся их подшипники, они могут прослужить практически вечно.
Мотор-колеса также помогают сократить другие задачи по обслуживанию велосипеда по сравнению с центральными моторами. Поскольку они не подключаются к основной системе привода педалей, мотор-колеса не создают дополнительной нагрузки на вашу цепь или переключатели передач и не вызывают более быстрого износа этих частей. В крайнем случае, ваша цепь, вероятно, прослужит дольше, чем на обычном велосипеде, потому что мотор-колесо будет выполнять большую часть работы, позволяя цепи часто оставаться в покое.
Как независимая система привода, мотор-колеса также добавляют резервирование. Поскольку мотор-колесо и система привода педалей полностью независимы, вы можете потерять одно и все равно добраться домой на другом. Цепь порвалась, когда вы сильно ехали по трассе? Положите цепь в сумку и доберитесь до дома только на электротяге. Мотор-колесо вышло из строя? Крутите педали. В любом случае, у вас есть запасной вариант. Это может быть очень полезно, если вы далеко от дома, особенно для пожилых велосипедистов или тех, кто использует электровелосипеды в качестве формы реабилитации.
Вес мотор-колеса может как положительно, так и отрицательно влиять на баланс велосипеда, в зависимости от обстоятельств. В некоторых случаях может быть удобно иметь вес двигателя дальше вперед или назад в одном из колес. Это особенно актуально для электровелосипедов с задними аккумуляторами. В таких случаях переднее мотор-колесо может перераспределить вес так, чтобы центр тяжести оставался в центре велосипеда.
Наконец, мотор-колеса намного дешевле центральных моторов. Велосипеды с мотор-колесами производятся массово сотнями тысяч, возможно, даже миллионами, в зависимости от фабрики. Одни и те же конструкции используются непрерывно более десяти лет в некоторых случаях. Это означает, что цены поразительно низкие.
Как мы уже рассказывали в некоторых наших предыдущих статьях о сборке электровелосипедов своими руками, вы можете получить полный комплект мотор-колеса мощностью 1000 Вт, включая электронику, ручку газа и т.д., менее чем за 200 долларов. Такой же уровень мощности в комплекте с центральным мотором может легко стоить в 3-4 раза дороже.
Недостатки мотор-колес для электровелосипедов
Конечно, мотор-колеса не идеальны.
Пожалуй, самое главное, почти все мотор-колеса допускают только одну передачу. Хотя это обычно нормально для езды по ровной местности, для подъема в гору предпочтительнее была бы более низкая скорость, но с более высоким крутящим моментом. Это просто неэффективно использовать односкоростной двигатель, работающий в нижнем диапазоне оборотов под нагрузкой.
Мотор-колеса обычно тяжелее центральных моторов, и этот вес является неподрессоренной массой на велосипедах с подвеской, что может снизить эффективность велосипедной подвески и передать больше ударов велосипедисту.
Мотор-колеса могут быть более ограничительными, когда речь идет о компонентах колес, таких как обода, шины и кассеты. Поскольку вы ограничены ободом, который идет в комплекте с мотор-колесом, вы можете не иметь возможности установить свою любимую шину, а ширина мотор-колес часто исключает кассеты с более чем 7 скоростями.
Замена шин также более сложна с мотор-колесами, так как часто приходится отсоединять провод двигателя или возиться с тяжелым колесом, пока оно еще подключено к велосипеду. Однако существуют действительно классные велосипедные камеры, которые можно заменить без снятия колеса велосипеда — отлично подходит для мотор-колес.
Передние против задних мотор-колес
Мотор-колеса, конечно, могут быть установлены в любое колесо, и разница также создает несколько уникальных преимуществ и недостатков.
Поскольку больший вес обычно сосредоточен на заднем колесе, передние мотор-колеса могут лучше сбалансировать вес.
Передние колеса также обычно получают меньше проколов, чем задние, поскольку они часто поднимают дорожный мусор и подготавливают его для заднего колеса. Переднее мотор-колесо оставляет заднее колесо нетронутым для более легкой замены камеры и шины.
Однако меньший вес на переднем колесе велосипеда означает меньшее сцепление, поэтому более мощные передние мотор-колеса иногда могут вызывать пробуксовку при резком нажатии на ручку газа. Кроме того, передние вилки не такие прочные, как задние дропауты, и поэтому мощное переднее мотор-колесо может даже повредить вилку со временем, хотя это можно смягчить установкой устройства, известного как опорный кронштейн. Сильные мотор-колеса мощностью 750 Вт или более обычно лучше устанавливать сзади велосипеда.
Задние мотор-колеса имеют преимущества лучшего сцепления и более прочного крепления к раме.
Они также не создают немного странного гироскопического эффекта при рулении на высоких скоростях.
Пожалуй, больше всего мне нравится в задних мотор-колесах то, что они дают больше ощущения «подталкивания» мотоцикла, а не «тянущего» ощущения переднего мотора.
Однако, как только вы достигнете постоянной скорости и будете двигаться по прямой, различия между передним и задним мотор-колесом почти незаметны.
Преимущества центральных моторов для электровелосипедов
Центральные моторы были разработаны для устранения ряда недостатков мотор-колес.
Самым большим преимуществом центральных моторов перед мотор-колесами является их передаточное число. Они позволяют велосипедисту приводить в движение заднее колесо через тот же комплект цепи и шестерен, что и педали, что означает, что можно выбрать низкую передачу для преодоления крутых холмов или ускорения с места с огромным крутящим моментом. Центральный мотор на низкой передаче может преодолевать более крутые холмы, чем мотор-колесо аналогичной мощности, и может дольше преодолевать холмы, чем мотор-колесо, которое может перегреться на длинных крутых подъемах.
Центральный мотор также обычно меньше и легче, чем мотор-колесо аналогичной мощности. Bafang недавно представила новую линейку центральных моторов для гоночных велосипедов, которые весят всего 5 фунтов (2,3 кг). Меньшие и более легкие центральные моторы часто более незаметны, потому что их можно интегрировать непосредственно в раму велосипеда. Многие люди даже не подозревают, что велосипед с центральным мотором — это электровелосипед, просто взглянув на него.
Замена шины на электровелосипеде с центральным мотором намного проще, так как вам не приходится иметь дело с тяжелым мотор-колесом. Вы просто меняете ее, как на обычном педальном велосипеде. Кроме того, поскольку вы можете использовать обычные велосипедные колеса, у вас есть свобода использовать любые обода, шины и кассеты, которые вы пожелаете.
Наконец, центральные моторы позволяют использовать настоящие датчики крутящего момента для систем помощи педалированию, которые регулируют мощность двигателя в зависимости от того, насколько сильно вы нажимаете на педали, измеряя это по шатуну. Мотор-колеса часто полагаются на датчики каденса для помощи педалированию, которые регулируют скорость двигателя только в зависимости от скорости педалирования и могут вызывать дерганую или неуклюжую работу двигателя, особенно при подъеме в гору или маневрировании велосипеда вокруг препятствий.
Недостатки центральных моторов для электровелосипедов
Конечно, у этой медали есть и обратная сторона. Центральные моторы могут быть жестоки по отношению к вашей трансмиссии, что, пожалуй, является их самым большим недостатком.
Здоровый человек может выдавать 100 Вт мощности в течение довольно долгого времени, а 250 Вт мощности во время жесткого спринта — это нормально. Но центральные моторы могут выдавать 250-750 Вт мощности непрерывно. Это как если бы профессиональный велосипедист весь день молотил по вашим педалям. Дешевая велосипедная цепь просто не выдержит. Хруст!
Розничные электровелосипеды с центральным мотором обычно поставляются с улучшенными велосипедными цепями именно по этой причине, поскольку обрывы цепи, вероятно, являются проблемой №1 по техническому обслуживанию электровелосипедов с центральным мотором. И поскольку и двигателю, и педалям нужна цепь для привода колеса, езда на электровелосипеде с центральным мотором с порванной цепью — это строго спуск.
Один из способов полностью устранить проблему с цепью — выбрать электровелосипед с центральным мотором и ременным приводом, хотя учитывайте дополнительную стоимость в своем расчете.
Из-за увеличения количества движущихся частей в центральном моторе существует больше точек отказа. Если двигатель выходит из строя, и это двигатель, который встроен непосредственно в раму велосипеда, его замена может быть дороже, чем просто замена мотор-колеса.
Фактически, центральные моторы в целом также дороже, чем проверенные временем, массово производимые мотор-колеса, которые устанавливаются на многие электровелосипеды.
Есть еще один недостаток центральных моторов, который многие люди не учитывают до тех пор, пока не остановятся в первый раз. Вы не можете переключать передачи, если велосипед не движется (за исключением велосипедов с внутренними планетарными втулками, которых меньшинство). Это означает, что если вы были на высшей передаче, летя по улице, но затем были вынуждены остановиться на красный свет, вам стоит помнить, чтобы переключиться на пониженную передачу перед остановкой. В противном случае вы застрянете на высшей передаче, когда попытаетесь тронуться со светофора, и ваше ускорение пострадает.
И даже не думайте переключать передачи под питанием двигателя. Делая это, вы лучше всего порвете цепь пополам. В электродвигателе слишком большой крутящий момент, и дополнительная нагрузка может легко сломать цепь, когда она находится между звездочками. Более качественные электровелосипеды с центральным мотором имеют прерыватели переключения передач, которые кратковременно отключают ручку газа при переключении передач. Но многие электровелосипеды не имеют этой функции, и поэтому велосипедист должен помнить, чтобы ослаблять ручку газа при смене передач. Никаких «бабушкиных» переключений!
Так каков вердикт?
Самый раздражающий ответ: зависит!
Центральные моторы имеют много улучшений по сравнению со старой технологией мотор-колес, но у них есть свои уникальные проблемы. Есть причина, по которой мотор-колеса существуют так долго — они работают.
Основными преимуществами центральных моторов являются меньший вес и лучшее использование передач, что делает их более подходящими для бездорожья и для тех, кто ездит по холмистой местности.
Мотор-колеса, с другой стороны, довольно надежны и требуют минимального обслуживания, поэтому они обычно лучше подходят для городских жителей и тех, кто хочет простой, надежный электровелосипед с очень небольшим обслуживанием.
Однако многие любители бездорожья ценят мощность и надежность мотор-колес, а многие городские жители предпочитают легкие, незаметные и ненавязчивые центральные моторы. На самом деле все зависит от того, какие функции вам больше подходят.
В конце концов, лучший мотор для электровелосипеда — это тот, который у вас есть. Так что просто выходите и катайтесь!
Какой тип электровелосипеда у вас есть, или какой вы бы предпочли купить? Дайте нам знать в комментариях ниже.