
В рамках урегулирования коллективного иска, инициированного несколькими владельцами Tesla, автопроизводитель согласился частично возместить средства тем, кто приобрел автомобили с расширенным автопилотом из-за длительных задержек с выпуском обещанных функций.
Если урегулирование будет одобрено судом, Tesla выплатит от 20 до 280 долларов всем американским владельцам Tesla, которые купили или арендовали автомобили с расширенным автопилотом в период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года.
Electrek получил соглашение об урегулировании, которое было отправлено представителям класса, которые теперь представят свои мнения относительно соглашения суду, который решит, одобрять ли предложение.
Сам иск возник из-за растущего разочарования некоторых владельцев Tesla в связи с несоблюдением автопроизводителем сроков выпуска функций автопилота 2.0.
В октябре 2016 года Tesla представила новый набор оборудования для автопилота, названный Autopilot 2.0, и пообещала, что он позволит выпускать ряд новых функций для владельцев через обновления программного обеспечения по воздуху – что в конечном итоге приведет к «полностью автономному вождению».
Автомобили, оснащенные этим набором оборудования, были доступны с двумя пакетами: пакет «Расширенный автопилот» за 5000 долларов, который обещал более продвинутые функции, основанные на функциях автопилота первого поколения, и пакет «Полностью автономное вождение» за 3000 долларов, который продавался в дополнение к пакету «Расширенный автопилот».
Набор также должен был обеспечить несколько функций активной безопасности, которые являются стандартными независимо от того, были ли добавлены какие-либо пакеты автопилота к автомобилю.
После внедрения нового оборудования в производство, целью Tesla была сначала выпустить обновления программного обеспечения для достижения паритета функций с автопилотом первого поколения к декабрю 2016 года – всего через несколько месяцев после выпуска оборудования – и продолжать выпускать новые обновления программного обеспечения, чтобы в конечном итоге привести к полностью автономному вождению.
Tesla выпустила новое демонстрационное видео автопилота с реальным потоком «Tesla Vision»
Временные рамки оказались совершенно нереалистичными, поскольку Tesla столкнулась с гораздо большими трудностями в разработке собственной технологии «Tesla Vision» для замены технологии Mobileye, которая использовалась в автопилоте первого поколения.
Сначала появились функции безопасности, но они были готовы с опозданием на несколько месяцев.
Позже выяснилось, что Tesla планировала сначала использовать технологию Mobileye для автопилота второго поколения и постепенно отказаться от нее в пользу своей собственной, но им не удалось прийти к соглашению, и компании пережили трудный разрыв.
В дополнение к разрыву с Mobileye, в команде руководителей автопилота Tesla произошли несколько изменений, что также, вероятно, способствовало дальнейшим задержкам в выпуске новых обновлений программного обеспечения.
Только с выпуском последнего обновления владельцы пришли к общему мнению, что автопилот 2.0 теперь лучше, чем первое поколение, но в нем по-прежнему отсутствуют многие функции, изначально обещанные в пакете «Расширенный автопилот», такие как «Въезд на скоростную трассу и съезд с нее» и «Умный вызов».
Именно поэтому несколько владельцев подали коллективный иск от имени всех владельцев Tesla с автопилотом 2.0 в 2017 году.
Разочарование от задержек вылилось в утверждения о том, что Tesla знала, что не сможет выпустить функции в объявленные сроки, и поэтому «обманула» покупателей:
Обман Tesla привел к экономическому ущербу для владельцев ее моделей 2016-2017 годов, которые были проданы с аппаратным обеспечением «HW 2.x»2, якобы необходимым для расширенного автопилота и полной автономной функциональности (далее — «Затронутые автомобили»). Продавая автомобили с неработающими стандартными функциями безопасности, а также неработающими функциями расширенного автопилота и полной автономной функциональности, Tesla обманывала своих клиентов и занималась недобросовестной конкуренцией. Клиенты не получили выгоды от своей сделки — они заплатили многие тысячи долларов за продукты, которые не получили. Более того, потребители, такие как истцы, никогда бы не купили свои автомобили Tesla вовсе, или заплатили бы за них на тысячи меньше, если бы не обещанные стандартные функции безопасности, которыми должны были быть оснащены автомобили, а также расширенный автопилот и возможности полной автономной функциональности, которые клиенты якобы могли бы активировать в кратчайшие сроки, приобретя дорогостоящие программные опции Tesla.
Они так и не предоставили никаких доказательств мошенничества, а Tesla всегда отрицала, что сознательно вводила покупателей в заблуждение, вместо этого заявляя, что была чрезмерно оптимистична в отношении перехода на собственную технологию компьютерного зрения, что и привело к задержкам.
Истцы в коллективном иске требовали различных мер защиты, включая выкуп Tesla автомобилей с автопилотом 2.0, возврат премий, уплаченных за пакеты «Расширенный автопилот» и «Полностью автономное вождение», а также неуказанную сумму в качестве штрафных санкций.
Для разрешения вопроса стороны провели посредничество с посредником Рэндаллом Вульфом, и, согласно соглашению, полученному Electrek, оно привело к договоренности.
Автопроизводитель отрицал какое-либо намерение обмануть покупателей или урегулировать эти претензии, но согласился компенсировать покупателям задержки, чтобы разрешить вопрос.
Tesla согласилась внести 5 032 530 долларов в компенсационный фонд для частичного возмещения «резидентам США, которые приобрели расширенный автопилот в связи с покупкой или арендой автомобиля Tesla Model S или Model X с аппаратным обеспечением второго поколения, поставленного им 30 сентября 2017 года или ранее». Фонд также будет использоваться для оплаты гонораров адвокатов и вознаграждения представителей класса.
Соглашение еще должно быть одобрено судом, но если оно будет одобрено в нынешнем виде, выплаты будут производиться в зависимости от того, когда владельцы купили или арендовали свои автомобили:
В рамках соглашения Tesla также «подтверждает свое обязательство выпустить любые функции расширенного автопилота, которые на дату вступления в силу еще не были выпущены в автомобилях Tesla с аппаратным обеспечением второго поколения».
Опять же, это будут функции «Въезд на скоростную трассу и съезд с нее» и «Умный вызов».
Пакет «Полностью автономное вождение» не был включен в сделку, предположительно потому, что Tesla использовала более осторожные формулировки относительно сроков выпуска, заявляя, что они зависят от валидации программного обеспечения и одобрения регулирующих органов.
Хотя генеральный директор Tesla Илон Маск заявил, что ожидает, что автопилот для пакета «Полностью автономное вождение» начнет отличаться от пакета «Расширенный автопилот» в середине 2017 года.
Повторимся, соглашение об урегулировании должно быть одобрено судом, прежде чем стать официальным, но источники сообщают, что все представители класса согласны – хотя в одном случае и с неохотой. До того, как дело дойдет до судьи, может пройти еще несколько недель.
После одобрения будет разослано уведомление, и будет создан веб-сайт, где владельцы смогут решить, хотят ли они присоединиться к соглашению. Хотя соглашение охватывает только владельцев из США, не будет удивительным, если сделка будет расширена, учитывая, что ситуация с задержанными функциями одинакова для всего парка автомобилей Tesla с автопилотом 2.0.
Tesla прислала нам следующее заявление относительно урегулирования:
«С момента выпуска нашего второго поколения оборудования для автопилота в октябре 2016 года мы продолжали предоставлять обновления программного обеспечения, которые привели к значительному улучшению функциональности автопилота. Это включало обширный пересмотр базовой архитектуры нашего программного обеспечения автопилота, что позволило добиться скачкообразного улучшения его возможностей машинного обучения. Наша нейронная сеть, которая расширяется по мере роста парка наших клиентов, способна собирать и анализировать больше высококачественных данных, чем когда-либо прежде, что позволит нам выпустить ряд новых функций автопилота в 2018 году и далее. Отклик клиентов на наши последние обновления автопилота был в подавляющем большинстве положительным, поэтому мы знаем, что движемся в правильном направлении.
Тем не менее, по мере того как проходило время с момента первого запуска оборудования 2, в конечном итоге стало ясно, что нам требуется больше времени для выпуска этих функций, чем мы хотели бы или первоначально ожидали. Мы хотим поступить правильно по отношению к этим клиентам, поэтому в рамках предлагаемого соглашения об урегулировании коллективного иска, поданного в прошлом году, мы согласились компенсировать клиентам, которые приобрели автопилот на автомобилях с оборудованием второго поколения и которым пришлось ждать этих функций дольше, чем мы ожидали. Если соглашение будет одобрено судом, клиенты получат разные суммы в зависимости от того, когда они приобрели и получили свои автомобили. Хотя соглашение касается только клиентов из США, если оно будет одобрено судом, мы решили компенсировать всех клиентов по всему миру таким же образом. Закончного обязательства делать это нет, но это правильный поступок.»
Мнение Electrek
Есть много разных способов взглянуть на это, так что потерпите меня секунду.
Мне нравится тот факт, что владельцы Tesla получают некоторую компенсацию за задержки с выпуском функций автопилота 2.0. Мы очень пристально освещали разработку автопилота с момента запуска оборудования автопилота 2.0, и хотя в последние месяцы мы видели некоторые значительные улучшения, отсутствие новых функций всегда было понятным источником разочарования для владельцев.
С учетом сказанного, я не согласен с первоначальной идеей этого коллективного иска, которая заключалась в том, что Tesla обманывала покупателей, лгая о сроках выпуска этих функций.
Когда причина чего-либо — некомпетентность или злонамеренность, это почти всегда некомпетентность.
Я просто не вижу, что Tesla могла бы выиграть, солгав о своем намерении выпустить эти функции в объявленные сроки.
Они, вероятно, продали бы столько же автомобилей, объявив эти функции без твердого графика, зависящего от валидации безопасности программного обеспечения.
Я думаю, что Маск или кто-либо другой, кто устанавливал сроки, действительно верил, что это возможно в какой-то момент, а затем, как они признали, оказалось намного сложнее, чем ожидалось.
Теперь это не значит, что некоторые люди в Tesla не думали, что сроки были слишком агрессивными, но у них было достаточно уверенности в цели, чтобы сделать ее общедоступным графиком.
Поэтому я думаю, что да, владельцы должны быть компенсированы – просто не за то, что Tesla пыталась их обмануть, а за то, что им пришлось ждать намного дольше, чем Tesla первоначально рекламировала.
С учетом сказанного, я не думаю, что владельцев сильно волнуют 20–280 долларов. Я полагаю, что на это следует смотреть так: пакет «Расширенный автопилот» за 5000 долларов был беспроцентным займом для Tesla на разработку этих функций для них, и Tesla теперь возмещает процент за то, что удерживала эти деньги слишком долго.
Я просто не большой поклонник сутяжничества американского общества, и я думаю, что это можно было бы решить лучшим способом.
Опять же, это не работает, если вы думаете, что Tesla на самом деле активно пыталась обмануть людей, но, как я уже сказал, я не думаю, что это было так.
Я бы предпочел, чтобы Tesla предложила вернуть деньги за пакеты «Расширенный автопилот» и «Полностью автономное вождение» неудовлетворенным клиентам и предоставила им возможность выкупить пакеты через воздух без дополнительной платы в 1000 долларов, которую Tesla взимает за непокупку их при покупке автомобиля, когда они посчитают, что функции улучшились настолько, что стоят того.
В конце всего этого, вероятно, это не обошлось бы им намного дороже, чем это урегулирование в 5 миллионов долларов, и в этом случае юристы получают около 1 миллиона долларов из этой суммы.
Вот в чем проблема, когда дело доходит до коллективного иска. Он согласовывается через юристов, которые всегда выйдут в плюсе, несмотря ни на что, а затем представители класса также получают отдельное вознаграждение. Так что это не всегда лучший результат для любой из сторон.
Что вы думаете об урегулировании и можете ли вы предложить лучшее решение? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.