
Берни Экклстоун не чужд скандальных заявлений. 87-летний бывший исполнительный директор Формулы-1, руководивший серией десятилетиями, не может продержаться и нескольких недель, не высказывая идеи о траектории развития серии, которые заставляют людей чесать затылки. Однажды он высказал идею установить разбрызгиватели на трассах для имитации гонок под дождем. Совсем недавно он неоднократно жаловался на шум двигателей — он считает, что они должны быть громче.
Но самое последнее заявление Экклстоуна — первое, которое мы сочли достойным освещения на Electrek: он теперь считает, что Формула-1 должна перейти на электротягу к 2021 году.
После почти 40 лет работы генеральным директором Formula One Group, владельца коммерческих прав на F1, Берни был снят со своей должности в начале прошлого года, когда Liberty Media взяла на себя права на серию. Тем не менее, он по-прежнему посещает гонки и занимает консультативную должность в совете директоров. Кроме того, он посвятил свою жизнь Формуле-1 и часто считается тем, кто «спас» серию от коммерческих проблем в 1970-х годах, поэтому его слова по-прежнему имеют вес в серии и в автоспорте.
Именно поэтому заявление Берни заслуживает внимания. Он говорит, что хочет, чтобы F1 стала «супер Формулой E», и что «единственное, чего бы не хватало, это шум, и я не верю, что люди не смогут придумать что-то, чтобы сделать, более или менее, прежний шум F1».
Это заявление также прозвучало на фоне присоединения нескольких производителей к Формуле E, включая Audi, которая отменила свою чрезвычайно успешную программу гонок на бензиновых автомобилях в Ле-Мане, чтобы сосредоточиться на электрических гонках. Берни, похоже, считает, что это неизбежно, и Формуле-1 придется адаптироваться как можно скорее, чтобы не потерять поддержку производителей.
Для справки: Формула-1 меняет регламент двигателей каждые несколько лет, чтобы идти в ногу с технологиями и продолжать расширять пределы. Также уделяется внимание «применимости на дорогах» — производители любят демонстрировать свои возможности на пределе инженерных разработок, но если нет технологий, которые могут помочь их дорожным автомобилям, то трудно оправдать трату больших денег на НИОКР для улучшения характеристик автомобиля, который вы не можете никому продать. Именно поэтому Формула-1 в последние годы движется к более компактным и эффективным двигателям, чтобы привлечь производителей, которые знают, что им будет трудно продавать V10 и V8 из-за новых экологических норм для дорожных автомобилей.
Последнее крупное изменение произошло в 2014 году, когда всем автомобилям было предписано перейти на 1,6-литровые гибридные турбодвигатели V6 вместо предыдущих 2,4-литровых V8. Все машины теперь имеют встроенные системы рекуперации кинетической и тепловой энергии, подающие электроэнергию на электродвигатели для увеличения мощности и низкочастотного крутящего момента, в которых электродвигатели так превосходны. Это, наряду с другими изменениями в аэродинамике и шинах, привело к тому, что машины Формулы-1 стали быстрее, чем когда-либо. В прошлом году рекорды трасс были побиты на 11 из 20 трасс, на которых проходили гонки серии.
Между тем, в регламенте двигателей происходят незначительные изменения, но следующее крупное изменение запланировано на 2021 год. На данный момент цели Формулы-1 и FIA (руководящего органа, регулирующего спорт) сосредоточены на снижении затрат, выравнивании конкурентных условий между командами, чтобы у крупных производителей, таких как Mercedes и Ferrari, было меньше преимуществ перед более мелкими командами, такими как Haas и Williams, и на «улучшении звука».
Один из распространенных нареканий по поводу регламента 2014 года, эхом отзывающийся в комментариях Берни, заключается в том, что переход с V8 на гибридные турбо V6 сделал двигатели тише. Несмотря на то, что машины стали быстрее, потребляя на 30% меньше топлива, чем предыдущее поколение, некоторые жаловались, что машины недостаточно громкие.
Было предложено несколько изменений к сезону 2021 года, включая изменение работы системы рекуперации кинетической энергии (рекуперативное торможение), стандартизацию различных компонентов двигателя, ужесточение контроля над топливом для повышения эффективности автомобилей и разрешение им работать на более высоких оборотах для «улучшения звука». Эти изменения еще не утверждены, и кажется, что Берни хочет большего участия электротяги, и, возможно, даже полностью электрических автомобилей Формулы-1.
Мнение Electrek
Хотя слова Берни здесь, безусловно, приветствуются, к ним стоит относиться с некоторой долей скепсиса. Он говорит много спорных вещей, и иногда может менять свое мнение по тому или иному вопросу от недели к неделе. Многие считают, что это намеренная тактика, чтобы держать всех в напряжении; я думаю, это просто потому, что он старый и сварливый, и слишком много вдыхал выхлопных газов за свою жизнь.
Но быть старым и сварливым автолюбителем — это также то, что делает эту новость исключительной. Берни всю свою жизнь провел с громкими, ревущими, неэффективными автомобилями Формулы-1, и все, с кем он общается в паддоке Формулы-1, тоже автолюбители. Сам факт того, что «шум» является одной из главных претензий к новому регламенту Формулы-1, подчеркивает это — люди в паддоке Формулы-1 и многие давние поклонники, кажется, больше заинтересованы в том, чтобы заработать себе шум в ушах, чем в том, чтобы ехать быстрее (учитывая, что шум, по определению, является потерянной энергией).
Если Берни на протяжении почти полувека успешно поддерживал актуальность Формулы-1, руководство Формулы-1 должно прислушаться к его словам. Технологии движутся в направлении электромобилей, а не гибридных турбо. Гибридные турбо — это большой шаг вперед, и то, чего Формула-1 добилась в плане топливной эффективности с новым регламентом, поражает — ехать быстрее, потребляя на 30% меньше топлива, это большое достижение. Но Формула-1 всегда была нацелена на продвижение технологий вперед, используя наилучшие возможные будущие достижения для ускорения автомобилей, а сейчас они, похоже, не находятся на переднем крае.
Достижения в области электрических гонок происходят во многих местах, и большинство из них — не Формула-1. Ле-Ман выиграл гибрид в 2012 году, еще до перехода Формулы-1 на гибриды в 2014 году, и в этом году был предложен электрический GT-участник. Рекорд Pike’s Peak EV бьется почти каждый год, и электрические мотоциклы там превосходят даже своих самых быстрых бензиновых конкурентов. NIO обогнал все серийные автомобили на Нюрбургринге со своим полностью электрическим гиперкаром, хотя это первый автомобиль, который когда-либо создавала эта компания.
Так что очевидно, что мы движемся в этом направлении, и 2021 год — это очень далеко с точки зрения развития технологий. Полностью электрический автомобиль на самом передовом рубеже технологий сегодня не смог бы соревноваться в Формуле-1, потому что бензин по-прежнему имеет огромное преимущество с точки зрения веса и максимальной скорости — двух областей, которые жизненно важны для Формулы-1. Даже Roadster нового поколения не смог бы конкурировать, учитывая огромную разницу в скорости между топовыми спортивными GT-автомобилями и автомобилями Формулы-1.
Однако технологии электромобилей развиваются гораздо быстрее, чем бензиновые автомобили. Автомобили Формулы E ежегодно получают значительно больше мощности, даже несмотря на то, что эта серия все еще невелика и в основном является унифицированной, с небольшим объемом разработок. Ожидается, что ситуация изменится с предстоящими изменениями в регламенте, которые позволят больше гибкости и разработок для команд, и их автомобиль следующего поколения для следующего сезона.
И несколько стран заявили о своих будущих целях по прекращению использования двигателей внутреннего сгорания в дорожных транспортных средствах. Например, Норвегия хочет, чтобы все новые автомобили были с нулевым уровнем выбросов к 2025 году, а Великобритания, родина Формулы-1, поставила цель 2040 год для того же.
Таким образом, если Формула-1 хочет установить правила регулирования двигателей, которые будут актуальны в 2021 году и в течение нескольких следующих лет, ей необходимо рассмотреть возможность перехода на электротягу в качестве приоритета. Если они не будут готовы к будущему, будущее быстро обойдет их и сделает неактуальными. Если Формула E получит еще лет десять развития до следующей смены двигателей в Формуле-1 (после изменений 2021 года), вполне вероятно, что они превзойдут Формулу-1 в их собственной игре.
Маловероятно, что Формула-1 и FIA допустят это; они, вероятно, объединят эти виды спорта или превратят Формулу E в серию для подготовки пилотов Формулы-1, или что-то в этом роде, чтобы сохранить гламур и традицию Формулы-1 как лучшей из лучших. Лично я был бы очень рад увидеть гоночную серию, которая допускает соревнования между электрическими и бензиновыми моделями в ближайшие несколько лет, хотя в данный момент кажется более вероятным, что это произойдет на Ле-Мане, чем в Формуле-1. Так что снова мы возвращаемся к началу: Формуле-1 необходимо серьезно рассмотреть возможность полного перехода на электротягу. Я не часто говорю это, но Берни прав.