Sondors представила свой электромобиль с тремя колесами за 10 000 долларов, созданный методом краудфандинга, на автосалоне в Лос-Анджелесе

Sondors, компания, стоящая за чрезвычайно успешной кампанией по краудфандингу доступных электровелосипедов, вчера представила на автосалоне в Лос-Анджелесе ожидаемый трехколесный электромобиль собственной разработки в виде прототипа.

Автомобиль будет стоить от 10 000 долларов и будет иметь опции аккумуляторов с запасом хода 75, 150 и 200 миль. Он будет трехместным, с быстрой электрической динамикой разгона от 0 до 60 миль в час за 5-8 секунд (предположительно, в зависимости от аккумулятора), и будет продаваться онлайн с прямой доставкой клиентам. Sondors планирует начать поставки автомобилей в 2019 году, при условии своевременного выполнения целей по сбору средств.

Трехколесный доступный электромобиль от стартапа — не новая концепция, но у Sondors есть свежий взгляд на нее. Причина выбора трех колес вместо четырех заключается в том, что автомобили могут продаваться как мотоциклы, что позволяет производителям избегать определенных правил, которые увеличивают стоимость, вес и сложность четырехколесных легковых автомобилей. Кроме того, трехколесные транспортные средства не требуют мотоциклетной лицензии, поэтому ими могут управлять все.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы узнать больше

Свежесть подхода Sondors заключается в том, что как экстерьер, так и интерьер выглядят весьма хорошо продуманными, просторными и «нормальными» настолько, насколько трехколесный электромобиль может считаться нормальным. Он выглядит почти как автомобиль без одного колеса, салон довольно спартанский, но все же приятный, и в таком маленьком пространстве умещаются впечатляющие три места (что на одно место больше, чем в моем гораздо более крупном четырехколесном Tesla Roadster).

Интерьер кажется более просторным, чем можно ожидать от крошечного автомобиля, хотя Sondors не разрешал никому в нем сидеть на выставке. Подробнее об этом в ближайшие недели, когда у нас появится возможность прокатиться на этом автомобиле.

Sondors планирует оснастить автомобиль всеми комфортными и безопасными функциями, которые ожидаются от современного транспортного средства — кондиционер, электростеклоподъемники, подушки безопасности, систему контроля тяги и устойчивости и т. д. Они даже хотят в будущем добавить функцию автономного вождения и возможность убирать руль. Несмотря на намерение сделать автомобиль увлекательным в управлении, основатель/генеральный директор Сторм Сондорс утверждает, что он «ненавидит водить» — отношение, которое может возникнуть у кого угодно из-за монотонности пробок в час пик между Лос-Анджелесом и его домом в Малибу (поверьте мне, этот участок PCH в час пик — худший).

Sondors говорит, что этот впечатляющий маленький прототип был фактически построен всего за 7 месяцев. Когда я ездил на MINI E 2009 года, инженеры BMW гордились тем, что превратили автомобиль из эскиза на салфетке в серийное производство всего за год — но они крупная компания, и у них уже была автомобильная платформа для использования. То, что Sondors довел этот автомобиль от тизерного изображения через краудфандинг и до раннего прототипа всего за год с небольшим, причем сам прототип был построен за 7 месяцев, — это невероятно впечатляющее достижение.

Тем не менее, это все еще прототип. Технические характеристики скудны, и мы не знаем гораздо больше, чем было указано на задней панели (ничего о мощности двигателя, размере аккумулятора и т. д.). Капот можно снять, но он не открывается легко на петле. В настоящее время в автомобиле нет выделенного места для хранения, но Sondors утверждает, что они думают о добавлении небольшого багажного отделения под капотом. И хотя конечный продукт предназначен для движения по шоссе, прототип в настоящее время ограничен низкими скоростями, потому что, ну, они не хотят ничего на нем сломать.

Но это не помешало основателю/генеральному директору Сторму Сондорсу мечтать о будущем компании. Он планирует использовать контрактное производство (начиная с Италии для первого выпуска, затем в других местах), чтобы строить автомобиль, чтобы найти специалистов по производству, а не создавать собственное производственное предприятие, но он утверждает, что его не интересует продажа «всего 60 000 или 100 000 автомобилей в год». Идея производства ограниченной серии — а числа, которые он привел в качестве примеров «ограниченного производства», уже кажутся довольно высокими — «утомляет» его. Он хочет создать автомобиль для всех, по доступной цене, который можно использовать для всех поездок в кофейню, для которых никому не нужен GMC Yukon.

Чтобы достичь этой точки, Sondors продолжит свою краудфандинговую кампанию по прототипу, предложив дальнейшее предложение по долевому финансированию через краудфандинг, направленное на привлечение дополнительных 20 миллионов долларов. Полная подача документов в SEC для предложения находится здесь. Поскольку это не полный IPO, а предлагается в соответствии с Законом о стимулировании нашей деловой активности (JOBS) эпохи Обамы, частные лица не должны быть «квалифицированными инвесторами», чтобы участвовать. (Примечание: это не инвестиционный совет, и Electrek не поддерживает какие-либо инвестиции. Краудфандинговые кампании стартапов считаются высокорискованными инвестициями, поэтому действуйте с осторожностью)

Интересно, что они не принимают депозиты и не планируют этого делать до тех пор, пока автомобиль не будет готов к производству, что отличается от большинства других компаний, которые пытались реализовать аналогичные планы в прошлом.

И что касается цены покупки — ожидается, что она составит всего 10 000 долларов, что дешевле, чем даже большинство других небольших трехколесных электромобилей. В это довольно трудно поверить — и это вполне может измениться, но любая цена в этом диапазоне была бы неплохой.

Что еще более впечатляет, так это то, что Sondors не учитывает никаких стимулов при цитировании ожидаемой цены покупки. Он утверждает, что «не интересуется политикой» и не пытался обратиться к каким-либо государственным чиновникам с просьбой включить автомобиль в список подходящих транспортных средств для получения стимулов. Так что это может еще больше снизить цену покупки, если он когда-либо будет соответствовать требованиям для получения стимулов (редакция: поскольку несколько комментариев вызвали интерес к этому — если он зарегистрирован как мотоцикл, маловероятно, что он будет иметь право на автомобильные стимулы, а мотоциклетные стимулы, где они существуют, меньше автомобильных, поэтому маловероятно, что это будет «бесплатный автомобиль»).

Мнение Electrek

Те из нас, кто знаком с электромобилями, видели, как появлялись и исчезали многие стартапы, производящие трехколесные электромобили, обещающие доступные электромобили. Одной из наиболее заметных попыток был Aptera — автомобиль с бензиновыми и электрическими вариантами, который был анонсирован примерно во время выхода первого Tesla Roadster (2006) и принимал предварительные заказы от покупателей из Калифорнии в течение многих лет, пока компания в конечном итоге не обанкротилась в 2011 году, не выпустив ни одного автомобиля (те, кто внес депозиты, в конечном итоге получили возмещение).

Сейчас на различных стадиях разработки находится множество других проектов, таких как Ampere 1, который вчера впервые продемонстрировал свой очень ранний прототип, Electra Meccanica SOLO, который недавно заключил производственное соглашение, и Arcimoto, который недавно вышел на IPO на NASDAQ и вот-вот начнет первые поставки клиентам в ближайшие недели.

Sondors продвинулся дальше, чем Ampere, и, кажется, имеет самый впечатляющий трехколесный прототип, который я видел, но между поставкой одного прототипа и выходом на серийное производство остается еще много задач. Особенно если Sondors определяет «серийное производство» как более 100 000 автомобилей в год — что является очень высокой планкой.

Приятно было услышать, что генеральный директор Сторм Сондорс «понимает». Будучи давним водителем и сторонником электромобилей, я знаю, что некоторые люди в автомобильной промышленности «понимают» — понимают важность и назначение электромобилей и то, как они вписываются в жизнь человека, а не просто считают их необходимыми для соблюдения нормативных требований — а некоторые — нет. Неслучайно большинство людей, которые «понимают», — это люди, которые сами жили с электромобилем и поняли, насколько они замечательны во владении.

Например, генеральный директор Tesla Илон Маск и генеральный директор Renault-Nissan Alliance Карлос Госн «понимают». Генеральный директор VW Group Маттиас Мюллер в основном «понимает», как и его работники, и генеральный директор бренда VW Герберт Дисс, но многие руководители VW — нет. Даже многие старые автомобильные энтузиасты, такие как Дон Гарлитс и Джей Лено, «понимают».

Сторм Сондорс относится к этой категории. Он знает, что электромобили должны выглядеть круто, а не слишком причудливо, иначе будет трудно убедить публику перейти на что-то, что они воспринимают как нечто иное. Трехколесность дает Sondors естественное преимущество в «причудливости», но прототип компенсирует это действительно приятным внешним видом, который хорошо скрывает эту трехколесную странность. Но самое важное заявление, которое он сделал, чтобы убедить меня, что он «понимает», заключается в том, что в любой семье с несколькими автомобилями электромобиль будет *первым* автомобилем, а не вторым.

Многие люди говорят, что электромобиль может быть хорошим вторым автомобилем, но на практике, если в семье несколько автомобилей, зачем кому-то выбирать упомянутый GMC Yukon, чтобы поехать в Starbucks, когда можно взять маленький трехколесный автомобиль, который будет быстрее, проще в парковке, намного дешевле в эксплуатации и, конечно, гораздо более экологичным? И вам не нужно останавливаться на заправке, вы просто подключаете его дома. Гораздо удобнее, так что, конечно, это автомобиль выбора, «первый автомобиль» в семье.

Таким образом, Сторм Сондорс убедил меня, что он «понимает». Это начало. Но многие из этих стартаперов полностью поддерживают видение, но дьявол кроется в деталях при переходе от концепции к производству. Сможет ли Sondors достичь этой точки? Сможет ли компания продать миллион этих причудливых, доступных электромобилей? Сообщите нам, что вы думаете в комментариях. И если вы хотите увидеть прототип, посетите стенд Sondors в West Hall Atrium автосалона в Лос-Анджелесе, который открывается для публики сегодня и продлится до 10 декабря.