
Tesla часто сравнивали с Apple за ее разрушительный характер, но Марк Андриссен, венчурный капиталист-миллиардер и соучредитель Netscape, выводит это сравнение еще дальше.
Андриссен считает, что Tesla может оказать такое же влияние на автомобильную промышленность, какое Apple оказала на рынок мобильных устройств в конце 2000-х годов.
На этой неделе инвестор участвовал в подкасте обозревателя Bloomberg View Барри Ритхольца podcast и описал связь между Apple 2007 года и Tesla 2017 года (по материалам CNBC):
«Если посмотреть на Tesla под одним углом, она похожа на Apple образца 2007-2008 годов — когда они выпустили iPhone, но еще не продали много. Но они собираются продать тонны. Другой взгляд на Tesla — это Apple 1992 года с Macintosh. Да, их интегрированное аппаратное и программное обеспечение хорошее, но другие компании тоже придумают программное обеспечение. … И я думаю, что главный вопрос к Tesla — в какую сторону она качнется?»
Он видит растущую важность программного обеспечения в автомобильной промышленности как возможность для революционных изменений.
Андриссен добавил:
«Очевидно, что в автомобилях гораздо больше программного обеспечения, чем 10 или 20 лет назад. Это знают все. Следующий шаг — сказать, что через 10 лет компанией-лидером будет автопроизводитель, который создает лучшее программное обеспечение».
Это полностью соответствует знаменитому тезису Андриссена о том, что «программное обеспечение пожирает мир», и он вкладывает свои деньги туда, где его слова, поскольку он инвестировал в Comma.ai, стартап Джорджа Хотца по разработке программного обеспечения для автономного вождения.
Миллиардер-венчурный инвестор считает, что у стартапов больше шансов воспользоваться этим сдвигом, чем у существующих автопроизводителей:
«Сегодня ни одна из существующих старых автомобильных компаний в мире не согласится с этим. Все они скажут, что они лучше всего производят автомобили, а программное обеспечение — это лишь компонент, который устанавливается в автомобили. Наш тезис: нет, на самом деле произойдет следующее: ценность перетечет в программный уровень. Весь опыт нахождения в автомобиле будет определяться программным обеспечением».
Было бы несправедливо сказать, что автопроизводители полностью игнорировали этот сдвиг. Они почти открыли офисы в Кремниевой долине, чтобы привлечь местные таланты в области программного обеспечения.
Андриссен видит возможность для автопроизводителей сотрудничать с его стартапами:
«Как вы знаете, в телефонах раньше были такие компании, как Nokia, Rim и другие, которые производили телефоны и использовали программное обеспечение просто как надстройку к аппаратному обеспечению. Генеральные директора автокомпаний, новое поколение, все работают над этим. Они проводят много времени здесь [в Кремниевой долине] и много времени общаются с нами. Но буквально, то, как они формулируют этот вопрос: «Мы, существующая автомобильная компания, не хотим быть Nokia от мира автомобилей».
Интерес автопроизводителей к стартапам Кремниевой долины был очевиден за последний год, особенно когда речь зашла о стартапах в области автономного вождения. GM купила Cruise Automation почти за 1 миллиард долларов, а инвестировала 500 миллионов долларов в Lyft.