
Долгое время Tesla была «продуктовой компанией» — то есть, в первую очередь сосредоточенной на создании отличных продуктов. И это ей очень хорошо удавалось: автомобили, такие как Model S, завоевали практически все автомобильные награды. Но генеральный директор Илон Маск недавно переключил внимание автопроизводителя на производство — заявив, что сам завод, вероятно, важнее продукта, который он выпускает.
В этом аспекте Tesla еще многое предстоит доказать, поскольку несколько других автопроизводителей способны выпускать больше автомобилей в месяц, чем Tesla выпустила с момента своего основания 14 лет назад.
Но этот сдвиг произошел совсем недавно, и мы еще не видим его влияния — хотя теперь он получил значительное одобрение от Тома Мюллера, директора по технологиям двигателей SpaceX, ракетной компании Маска.
Том Мюллер — ученый-ракетостроитель, разработавший технологию, которая стала ракетным двигателем SpaceX «Мерлин», и он работает с Маском последние 15 лет.
Ранее в этом месяце он провел видеозвонок по Skype (встроен ниже) с группой астрономов из Астрономического общества Университета Нью-Йорка, где он провел параллели между производственными усилиями Tesla и SpaceX.
Мюллер прокомментировал подход Маска к проектированию и производству продуктов, основанный на фундаментальных принципах физики.
Когда они пытались выяснить, как снизить стоимость двигателя «Мерлин», у него состоялся интересный разговор с Маском, который спросил, сколько, по его мнению, стоит производство Model S. Он описал этот разговор:
Илон: Сколько, по-твоему, стоит производство Model S?
Том: Не знаю. Около 50 000 долларов?
Илон: Нет. Около 30 000 долларов — это предельная стоимость производства этого автомобиля. Сколько, по-твоему, он весит?
Том: Около 5000 фунтов?
Илон: Правильно, около 5000 фунтов. А сколько весит двигатель «Мерлин»?
Том: Около 1000 фунтов.
Илон: Так почему же черт возьми, производство двигателя «Мерлин» стоит долю миллиона долларов? Я дам тебе коэффициент 5, так как он сделан не из алюминия и не штампован. Так почему же он стоит в 20 раз дороже?
Это подход Маска, основанный на фундаментальных принципах. Сами материалы должны быть основным ограничивающим фактором, а все остальное в производственном процессе — допустимо и может быть полностью переизобретено.
Инженер добавил:
«Так что это один из примеров того, как Илон действительно подталкивает — он всегда говорит, что мы должны подталкивать к пределам физики».
Он связал это с заводом Tesla во Фримонте:
«Я приведу пример с автомобильным заводом. Знаете, автомобиль движется по обычному заводу, например, по заводу Toyota или Chevy, автомобиль движется со скоростью — вы знаете — дюймы в секунду. Это намного медленнее, чем скорость ходьбы. И его мысль в том, что машины, роботы, которые собирают автомобиль, должны двигаться так быстро, как только могут. Они должны двигаться так быстро, что вы их не увидите. Вот почему там не может быть людей, потому что их раздавит — люди двигаются слишком медленно. Вот как он думает: «Итак, каковы физические пределы скорости, с которой можно собрать автомобиль?»
Мюллер сказал, что Маск просматривал видеоролики о производстве Кока-Колой банок с газировкой, когда исследовал более высокие возможности производственной скорости.
Маск сказал, что хочет сделать то же самое с автомобилями — чтобы они двигались по конвейеру так быстро, что их едва можно было бы увидеть.
В прошлом году генеральный директор заявил, что 20-кратное увеличение скорости производства будет достижимо на заводе Tesla во Фримонте.
Мюллер продолжил, сказав, что, по его мнению, Tesla может доминировать в отрасли благодаря образу мышления Маска о производстве:
«Вот так он думает, и больше никто так не думает. Вот почему он уничтожит индустрию — потому что, по сути, вы можете производить в десять раз больше автомобилей на заводе того же размера, если будете делать это таким образом. И основная стоимость автомобиля — это не материалы в автомобиле, а завод, который его производит. Так он и думает. Он смотрит на это с точки зрения фундаментальных принципов, например: «Почему производство автомобиля стоит так дорого?» Ну, у вас есть этот гигантский участок земли и все эти сотрудники в этом гигантском здании, и вы можете произвести только ограниченное количество автомобилей в этом здании. Вам нужно производить больше автомобилей в том же здании с тем же количеством людей. И именно над этим они работают в Tesla».
Когда GM и Toyota управляли заводом во Фримонте, его максимальная производительность составляла 500 000 автомобилей в год. Ранее Tesla раскрывала аналогичную цель, но Маск заявил в прошлом году, что видит путь к производству до 1 миллиона автомобилей в год на заводе Tesla во Фримонте.
Конечно, Tesla — не единственный автопроизводитель, сосредоточенный на производстве. Другие компании добились больших успехов в автоматизации в последние годы. Вот впечатляющее 360-градусное видео завода Ford в Китае:
Хотя кажется, что Маск думает не столько об эволюционном, сколько о революционном производственном проекте.
Он часто называл это «инопланетным дредноутом» — потому что это больше похоже на что-то из другого мира, чем на завод. Ранее в этом месяце Маск заявил, что производственная линия Model 3 станет первым шагом к этому, но он также сказал, что завод Model Y станет первой настоящей версией «инопланетного дредноута».
Для увеличения автоматизации и, соответственно, скорости производства, они встраивают это непосредственно в дизайн автомобиля — особенно за счет сокращения длины жгутов проводки. Он сказал, что Model S имеет около 3 километров жгутов проводки, что Tesla сократила до 1,5 километров для Model 3. Они нацелены на сокращение до всего 100 метров в Model Y с новой платформой.
Вот полный разговор Мюллера по Skype: