Илон Маск рассказывает о планах Tesla и других своих начинаниях куратору Крису Андерсону на конференции TED в Ванкувере, Канада, 28 апреля 2017 года. Приведенный ниже транскрипт — это попытка максимально точно зафиксировать разговор.
Крис: Илон. Привет, добро пожаловать обратно на TED. Очень рад вас видеть.
Илон: Спасибо, что пригласили.
Крис: Итак, в ближайшие полчаса мы с вами изучим ваше видение захватывающего будущего. В связи с этим, мой первый вопрос кажется немного ироничным. Почему вы копаете?
Илон: Да. Я сам себе это часто задаю. Мы пытаемся вырыть туннель под Лос-Анджелесом. Это начало того, что, мы надеемся, станет трехмерной сетью туннелей для облегчения пробок. Знаете, сейчас одна из самых отупляющих вещей — это пробки. Они затрагивают людей во всем мире. Они отнимают так много жизни. Это… это ужасно. Особенно ужасно в Лос-Анджелесе. И…
Крис: Мне кажется, вы привезли с собой первую визуализацию этого. Могу я ее показать?
Илон: Да, конечно. Это впервые. Просто чтобы показать, о чем мы говорим. Итак, пара ключевых моментов, важных для трехмерной сети туннелей. Во-первых, вы должны иметь возможность бесшовно интегрировать вход и выход туннеля в городскую ткань. Поэтому, имея лифт, своего рода транспортную платформу на лифте, вы можете интегрировать входы и выходы в туннельную сеть, используя всего два парковочных места. А затем автомобиль заезжает на платформу. Здесь нет ограничения скорости. Мы проектируем его так, чтобы он мог работать на скорости 200 километров в час, около 130 миль в час.
Крис: Что?
Илон: 200 километров в час, или около 130 миль в час. Так что вы сможете добраться, скажем, от Вествуда до аэропорта Лос-Анджелеса за шесть минут. Пять-шесть минут.
Аплодисменты
Крис: То есть, возможно, первоначально это будет как на платной дороге?
Илон: Да.
Крис: Что, думаю, также немного облегчит трафик на наземных улицах.
Илон: Ну, я не знаю, заметили ли вы в видео, но нет реального ограничения на количество уровней туннелей, которые вы можете иметь. Вы можете копать гораздо глубже, чем строить вверх. Самые глубокие шахты намного глубже, чем самые высокие здания. Так что вы можете снять любой произвольный уровень городской загруженности с помощью трехмерной сети. Это очень важный момент. Ключевой возражение против туннелей заключается в том, что если вы добавите один уровень туннелей, это просто снимет загруженность, он будет использован, и вы вернетесь туда, где начали, с пробками. Но вы можете иметь любое произвольное количество туннелей, любое количество уровней.
Крис: Но люди, традиционно, считают, что копать невероятно дорого, и это помешает этой идее.
Илон: Да. Ну, они правы. В качестве примера, продление линии метрополитена Лос-Анджелеса, которое, я думаю, составляет два с половиной мили, было недавно завершено за два миллиарда долларов. Так что примерно миллиард долларов за милю для продления метрополитена в Лос-Анджелесе, и это не самая используемая линия метро в мире. Так что да, копать туннели обычно довольно сложно. Я думаю, нам нужно добиться улучшения стоимости проходки туннеля на милю как минимум в десять раз.
Крис: И как вы этого добьетесь?
Илон: Думаю, на самом деле, если сделать всего две вещи, можно добиться примерно десятикратного улучшения. И я думаю, что можно пойти дальше. Первое — это сократить общий диаметр туннеля в два раза или более. Так, туннель для одной полосы движения, согласно нормативам, должен иметь диаметр 26 футов, может быть, 28 футов, чтобы обеспечить место для аварийных ситуаций, экстренных служб и достаточной вентиляции для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но если вы сократите этот диаметр до того, что мы пытаемся сделать, то есть до 12 футов, чего вполне достаточно для проезда электрической платформы, вы уменьшите диаметр вдвое, а площадь поперечного сечения — в четыре раза. Стоимость проходки туннелей масштабируется с площадью поперечного сечения. Так что это уже примерно полуторакратное улучшение. Затем, туннелепроходческие машины в настоящее время туннелируют половину времени, затем останавливаются, а остальное время уходит на установку арматуры для стенок туннеля. Так что если вы разработаете машину, которая будет осуществлять непрерывную проходку и армирование, это даст вам двукратное улучшение. Объедините это, и получите восьмикратное улучшение. Кроме того, эти машины далеко не на пределе своей мощности или тепловых возможностей, так что вы можете значительно увеличить мощность машины. Я думаю, вы можете получить как минимум двукратное, возможно, четырех- или пятикратное улучшение сверх этого. Так что я думаю, что есть довольно простой набор шагов, чтобы добиться где-то более чем десятикратного улучшения стоимости за милю. И наша цель на самом деле, у нас есть домашняя улитка по имени Гэри, это от Гэри — улитки из «Южного Парка», я имею в виду, простите, из «Губки Боба Квадратные Штаны». Так вот, Гэри настолько же способен… В настоящее время он способен двигаться в 14 раз быстрее, чем туннелепроходческая машина. Хорошо.
Смех в аудитории
Крис: Вы хотите обогнать Гэри?
Илон: Мы хотим обогнать Гэри. Да. Он не очень терпеливый паренек. И мы хотим… Это будет победа. Победа — это обогнать улитку.
Крис: Но многие люди, представляя, мечтая о городах будущего, представляют, что на самом деле решением являются… как бы летающие автомобили, дроны и так далее. Вы поднимаетесь над землей. Почему это не лучшее решение? Вы экономите все эти затраты на туннели.
Илон: Верно. Я сторонник летающих аппаратов. Очевидно, я занимаюсь ракетами, так что мне нравятся летающие вещи. Это не какая-то предвзятость против летающих вещей, но с летающими автомобилями есть проблема: они будут довольно шумными. Создаваемая сила ветра будет очень высокой. Они просто… скажем так, если что-то летает над вашей головой. Там целая куча летающих машин, которые летают туда-сюда. Это не ситуация, которая уменьшает тревожность. Вы не думаете: «Ну, я чувствую себя лучше сегодня». Вы думаете: «Обслужили ли их колесные ступицы, или она отвалится и обезглавит меня?» Вот такие мысли.
Крис: Итак, вы видите это видение городов будущего с этой богатой трехмерной сетью туннелей под землей. Есть ли здесь связь с Hyperloop? Можете ли вы применить эти туннели для этой идеи Hyperloop, которую вы озвучили несколько лет назад?
Илон: Да. Знаете, мы как бы копошимся с Hyperloop уже некоторое время. Мы построили испытательный трек Hyperloop рядом со SpaceX, просто для студенческих соревнований, чтобы поощрять инновационные идеи в транспорте. И на самом деле, по объему он оказывается самой большой вакуумной камерой в мире после Большого адронного коллайдера. Так что это довольно весело, но это было вроде как хобби, а затем мы подумали, что можем… Мы разработали небольшой толкатель для перемещения этих студенческих капсул. Но мы собираемся посмотреть, насколько быстрым мы сможем сделать толкатель, если он ничего не толкает. Так что, я думаю, мы сдержанно оптимистичны, что сможем двигаться быстрее самого быстрого в мире скоростного поезда даже на участке длиной 0,8 мили.
Крис: Вау. Хорошие тормоза.
Илон: Да, я имею в виду, либо он разлетится на мелкие кусочки, либо поедет довольно быстро.
Крис: Вы можете представить себе Hyperloop в туннеле, идущем на очень большие расстояния.
Илон: Да. Точно. Так вот, рассматривая технологию туннелирования, оказывается, что для того, чтобы сделать туннель, вам нужно… Чтобы герметизировать от водоносного горизонта, вам обычно приходится проектировать стенку туннеля так, чтобы она выдерживала давление до пяти или шести атмосфер. Так что переход к вакууму — это всего лишь одна атмосфера, или близкий к вакууму. Так что на самом деле, оказывается, что автоматически, если вы строите туннель, достаточно прочный, чтобы противостоять водоносному горизонту, он автоматически способен удерживать вакуум. Так что да.
Крис: Итак, вы можете представить, какой длины туннели в будущем Илона для движения Hyperloop?
Илон: Я думаю, что реального ограничения по длине нет. Вы можете копать сколько угодно. Я думаю, например, если бы вы делали что-то вроде Hyperloop из Вашингтона в Нью-Йорк, я думаю, вы бы предпочли идти под землей всю дорогу, потому что это зона высокой плотности. Вы проходите под большим количеством зданий и домов. И если вы копаете достаточно глубоко, вы не сможете обнаружить туннель. И это… так много людей думает: «Ну, это будет довольно неприятно, иметь туннель, вырытый под моим домом». Например, если этот туннель вырыт более чем на три или четыре диаметра туннеля ниже вашего дома, вы вообще не сможете обнаружить, что его копают. На самом деле, если вы можете обнаружить, что туннель копают, независимо от того, какое устройство вы используете, вы можете получить много денег за это устройство от израильской армии, которая пытается обнаружить туннели ХАМАС, и от отдела таможенного и пограничного контроля США, который пытается обнаружить туннели для наркотиков. Так что если вы… Реальность такова, что Земля невероятно хорошо поглощает вибрации, и как только глубина туннеля опускается ниже определенного уровня, он становится необнаружимым. Возможно, у вас есть очень чувствительный сейсмический прибор, и вы сможете его обнаружить.
Крис: Итак, вы основали новую компанию для этого под названием The Boring Company. Очень мило, очень, очень смешно.
Илон: Что тут смешного?
Крис: Сколько вашего времени это занимает?
Илон: Это примерно два или три процента.
Крис: Так что вы купили хобби. Вот как выглядит хобби Илона Маска.
Илон: Я имею в виду, это действительно так, как будто мы на самом деле… Знаете, это в основном стажеры и люди, которые этим занимаются неполный рабочий день. Так что это вроде как, мы купили, знаете, подержанное оборудование, и оно просто, вроде как, движется, но прогресс хороший, так что…
Крис: Таким образом, еще большая часть вашего времени уходит на электрификацию автомобилей и транспорта через Tesla. Является ли одна из мотиваций для этого, для проекта туннелирования, осознание того, что в мире, где автомобили электрические и беспилотные, на дорогах в любой час может оказаться больше автомобилей, чем сейчас?
Илон: Да, точно. Многие люди думают, что как только… Когда вы сделаете автомобили автономными, они смогут двигаться быстрее, и это уменьшит пробки. И в некоторой степени это будет правдой. Но как только у вас появится общий автопилот, где пользоваться автомобилем намного дешевле, и вы можете добраться из точки А в точку Б, доступность автомобиля будет лучше, чем у автобуса. Например, это будет стоить дешевле, чем билет на автобус. Так что объем поездок на автомобилях значительно увеличится с общим автопилотом, и на самом деле пробок станет намного больше.
Крис: Вы основали Tesla с целью убедить мир… что электрификация — это будущее автомобилей. И несколько лет назад люди смеялись над вами. Теперь уже не так сильно. Я имею в виду…
Илон: Хорошо.
Смех
Илон: Я не знаю. Я не знаю.
Крис: Но разве неправда, что практически каждый автопроизводитель объявил о серьезных планах по электрификации на ближайшее и среднесрочное будущее?
Илон: Да, да. Я думаю, почти у каждого автопроизводителя есть какая-то программа по электромобилям. Серьезность их намерений разная. Некоторые очень серьезно относятся к полному переходу на электричество, а некоторые просто экспериментируют. И некоторые, что удивительно, до сих пор работают над топливными элементами, но я думаю, это продлится недолго.
Крис: Но нет ли ощущения, Илон, что вы могли бы сейчас просто объявить победу и сказать: «Мы сделали это». Пусть мир электрифицируется, а вы сосредоточьтесь на других вещах?
Илон: Да. Эм. Я намерен оставаться в Tesla столько, сколько смогу себе представить. И у нас есть много интересных вещей, которые грядут. У нас есть Model 3. Она скоро появится. Мы представим Tesla Semi-Truck и…
Крис: Хорошо. Мы перейдем к этому. Model 3. Она скоро появится. Говорят, что она появится в июле.
Илон: Да, похоже, что начало производства в июле выглядит весьма позитивно.
Крис: Вау. Одна из вещей, которая волнует людей, — это то, что у нее есть автопилот, и вы недавно выпустили видео, показывающее, как выглядит или будет выглядеть эта технология. В Model S уже есть автопилот.
Илон: Да.
Крис: Что мы здесь видим?
Илон: Да, это используется только камеры и GPS. Здесь не используются LIDAR или радар. Используется только пассивная оптика, что, по сути, и использует человек. Вся дорожная система предназначена для навигации с помощью пассивных оптических камер. И поэтому, как только вы решите проблему зрения с помощью камер, проблема автономности будет решена. Если вы не решите проблему зрения, она не будет решена. Поэтому мы так сильно сосредоточены на создании нейронной сети зрения, которая очень эффективна для дорожных условий.
Крис: Правильно. Многие другие идут по пути LIDAR. Вы же считаете, что камеры плюс радар — это основа?
Илон: Вы абсолютно можете быть сверхчеловеком, используя только камеры. Например, вы могли бы делать это в десять раз лучше, чем люди, просто, просто камерами.
Крис: Итак, в новых автомобилях, которые продаются прямо сейчас, установлено 8 камер. Они пока не могут делать то, что показано на этой камере. Когда они смогут?
Илон: Думаю, мы все еще на пути к тому, чтобы к концу года можно было совершить поездку через всю страну из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, полностью в автономном режиме.
Крис: То есть, к концу года, вы говорите, кто-то сможет сесть в Tesla, не касаясь руля, набрать «Нью-Йорк» и отправиться в путь.
Илон: Да.
Крис: Никогда не придется касаться руля. К концу 2017 года.
Илон: Да, по сути, в ноябре или декабре этого года мы должны иметь возможность проехать от парковки в Калифорнии до парковки в Нью-Йорке. Никаких органов управления, к которым не прикасались бы в ходе всего путешествия.
Аплодисменты
Крис: Удивительно. Часть этого стала возможной благодаря тому, что у вас уже есть парк Tesla, ездящих по всем этим дорогам. Вы собираете огромный объем данных о национальной дорожной системе.
Илон: Да. Но интересно то, что я на самом деле довольно уверен, что он сможет проехать по этому маршруту, даже если вы измените маршрут в реальном времени. Так что это довольно просто… Если вы скажете, что я собираюсь быть очень хорошим на одном конкретном маршруте, это одно, но он должен быть способен, действительно быть очень хорошим, так что как только вы въедете на шоссе, чтобы добраться куда угодно по системе шоссе в данной стране. Это не то, что ограничено Лос-Анджелесом или Нью-Йорком. Мы могли бы изменить и сделать это. Сиэтл-Флорида, в тот день, или, знаете ли, в реальном времени. Так что вы едете из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, теперь отправляйтесь из Лос-Анджелеса в Торонто.
Крис: Итак, оставив регулирование в стороне на секунду, с точки зрения только технологий, когда кто-то сможет купить один из ваших автомобилей и буквально отпустить руль, чтобы поспать, а проснуться и обнаружить, что они прибыли. Как далеко до этого? Чтобы сделать это безопасно?
Илон: Это примерно два года. Настоящая хитрость заключается не в том, как сделать так, чтобы это работало, скажем, в 99,9% случаев, потому что если автомобиль попадает в аварию, скажем, один раз из тысячи, то вы, вероятно, все равно не будете чувствовать себя комфортно, засыпая. Знаете, вы точно не должны. Но это не будет… Это никогда не будет идеально. Ни одна система не будет идеальной. Но вы скажете, что, возможно, автомобиль вряд ли попадет в аварию за сто жизней, или за тысячу жизней, тогда люди скажут: «Ого, если бы я прожил тысячу жизней, я бы все равно, скорее всего, никогда не попал в аварию, тогда это, наверное, нормально».
Крис: Спать, я полагаю, ваша большая забота заключается в том, что люди слишком рано соблазнятся мыслью, что это безопасно.
Илон: Да.
Крис: И что произойдет какой-нибудь ужасный инцидент, который поставит все на место.
Илон: Ну, я думаю, что система автопилота, вероятно, по крайней мере, смягчит аварию, за исключением редких случаев, но важно понимать, что безопасность транспортных средств — это вероятностный вопрос. Я имею в виду, есть некоторая вероятность, что каждый раз, когда водитель-человек садится в машину, он попадет в аварию по своей вине. Это никогда не равно нулю. И поэтому на самом деле ключевой порог для автопилота — насколько лучше должен быть автопилот, чем человек, прежде чем вы сможете на него полагаться.
Крис: Но как только вы получите действительно безопасное вождение без рук, сила, чтобы нарушить всю отрасль, кажется огромной, потому что в этот момент вы говорили о людях, которые могут купить, автомобиль доставляет их на работу, а затем вы отпускаете его и предоставляете своего рода сервис типа Uber другим людям, зарабатываете деньги, возможно, даже покрываете стоимость аренды этого автомобиля.
Илон: Именно.
Крис: Так что вы как бы получаете машину бесплатно. Это действительно вероятно?
Илон: Да, абсолютно, вот что произойдет. Так что будет существовать парк совместного автопилота, где вы покупаете свой автомобиль и можете использовать его исключительно. Вы можете выбрать, чтобы им пользовались только друзья и семья, только водители с пятью звездами… другие водители с рейтингом пять звезд. Вы можете выбрать, чтобы делиться им иногда, но не всегда. Вот что произойдет на 100 процентов. Это просто вопрос времени.
Крис: Вау. Итак, вы упомянули Semi, и я думаю, вы планируете анонсировать его в сентябре, но мне интересно, есть ли что-нибудь, что вы могли бы нам показать сегодня?
Илон: Я покажу вам тизерный снимок грузовика. Он живой.
Крис: Хорошо.
Илон: Теперь это определенно случай, когда мы хотим быть осторожными с функциями автопилота, потому что.
Крис: Мы не видим его полностью. Он не похож на обычный грузовик из вашего района. Он выглядит довольно круто. Что это за грузовик?
Илон: Это большегрузный, дальнемагистральный, седельный тягач. То есть, с самой высокой грузоподъемностью и дальним радиусом действия. Так что, по сути, он предназначен для снижения нагрузки на тяжелые грузоперевозки. И это то, о чем люди сегодня не думают, что это возможно. Они думают, что у грузовика недостаточно мощности или недостаточный запас хода. А затем с Tesla Semi мы хотим показать, что нет, электрический грузовик на самом деле может превосходить любой дизельный тягач по крутящему моменту, и если бы было соревнование по перетягиванию каната, Tesla Semi перетянул бы дизельный тягач в гору.
Смех
Крис: Это довольно круто. И в краткосрочной перспективе они не беспилотные? Это будут грузовики, на которых захотят ездить водители грузовиков?
Илон: Да. Так вот, что будет действительно здорово в этом, это то, что у вас будет плоская кривая крутящего момента при оборотах двигателя с электродвигателем, в то время как у дизельного двигателя или любого двигателя внутреннего сгорания вы имеете кривую крутящего момента при оборотах, которая выглядит как холм. Так что это будет очень проворный грузовик. Вы можете ездить на нем как на спортивном автомобиле. Нет переключения передач. Это как бы односкоростной.
Крис: Так что здесь можно снять отличный фильм, я не знаю, какой, и я не знаю, хорошо ли он закончится, но это отличный фильм.
Илон: Я имею в виду, это довольно странное тест-драйв. Знаете, когда я тестировал прототип первого грузовика, это очень странно, потому что вы едете, и вы просто, вы настолько маневренны, и вы находитесь в этом гигантском грузовике.
Крис: Подождите, подождите. Вы уже водили прототип?
Илон: Да, да. Я ездил по парковке. Я подумал: «Это безумие».
Крис: Вау. Это не просто разговоры.
Илон: Это как будто вы едете на этом гигантском грузовике и делаете такие безумные маневры.
Крис: Это круто. Хорошо, от действительно крутой картинки к менее крутой. Это просто милый дом из «Отчаянных домохозяек» или что-то в этом роде. Что, черт возьми, здесь происходит?
Илон: Ну, это иллюстрирует картину будущего, которая, я думаю, отражает то, как все будет развиваться. У вас есть электромобиль на подъездной дорожке. Если вы посмотрите между электромобилем и домом, там на самом деле три Powerwall, сложенные у боковой стены дома, а затем крыша этого дома — это солнечная крыша. Так что это настоящая солнечная стеклянная крыша.
Крис: Хорошо. Так что эти…
Илон: Это фотография настоящего, ну… признаем, это настоящий фальшивый дом. Это настоящий фальшивый дом.
Крис: Итак, эти черепицы. Некоторые из них имеют внутри…
Илон: Да.
Крис: По сути, солнечную энергию. Возможность…
Илон: Да, стеклянные солнечные черепицы, где вы можете регулировать текстуру и цвет с очень мелким шагом. И затем в стекле есть микро-жалюзи, так что, когда вы смотрите на крышу с уровня улицы или близко к нему, все черепицы выглядят одинаково, независимо от того, есть ли за ними солнечная панель или солнечный элемент, или нет. Так что у вас ровный цвет с уровня улицы. Если посмотреть с вертолета, вы сможете увидеть, что некоторые стеклянные черепицы имеют за ними солнечный элемент, а некоторые нет. С уровня улицы вы этого не заметите.
Крис: Правильно. Вы вставляете их туда, где, вероятно, много солнца, и это делает их очень доступными, верно? Не намного дороже, чем просто покрыть крышу.
Илон: Да, мы очень уверены, что стоимость крыши плюс стоимость электроэнергии… Стеклянная солнечная крыша будет дешевле, чем стоимость обычной крыши плюс стоимость электроэнергии. То есть, другими словами, это будет экономически очевидным решением. Это будет выглядеть… Мы думаем, что это будет выглядеть здорово… И это будет долговечно… Мы думали о гарантии «бесконечность», но потом люди сказали, что это может звучать так, будто мы просто говорим ерунду, но на самом деле это закаленное стекло. Ну, после того, как дом рухнет, и ничего не останется, крыша… стеклянная черепица все равно останется.
Крис: Я имею в виду, это круто. Так что вы запускаете это через пару недель, думаю, с четырьмя различными типами кровель.
Илон: Да, мы начинаем с двух. Два изначально, а следующие два будут представлены в начале следующего года.
Крис: Каков масштаб амбиций? Сколько домов, по вашему мнению, смогут иметь такой тип кровли?
Илон: Я имею в виду, я думаю, в конечном итоге. Я думаю, в конечном итоге почти все дома будут иметь солнечную крышу. Теперь нужно учитывать временные рамки, вероятно, порядка 40 или 50 лет. Так что в среднем крыша заменяется каждые 20-25 лет. Но вы не начинаете заменять все крыши немедленно, но в конечном итоге, если вы скажете, что перенесетесь на 15 лет вперед, будет необычно иметь крышу, на которой нет солнечных элементов.
Крис: Есть ли здесь какой-то ментальный сдвиг, который люди не понимают, из-за изменения стоимости, экономики солнечной энергии, что большинство домов на самом деле получают достаточно солнечного света на свои крыши, чтобы покрыть все свои потребности, если бы вы могли уловить эту энергию. Вы могли бы практически покрыть все свои потребности, верно? Но вы могли бы уйти из сети, как бы?
Илон: Да. Это немного зависит от того, где вы находитесь и какой размер дома по отношению к площади крыши. Но справедливо сказать, что большинство домов в США имеют достаточно площади крыши, чтобы покрыть все потребности дома.
Крис: Хорошо. Так что ключ к экономике автомобилей, Semi, этих домов — это снижение цены на литий-ионные батареи, на которые вы сделали огромную ставку как Tesla, и во многих отношениях это основная компетенция. И вы решили действительно, как бы, владеть этой компетенцией, вам просто нужно построить крупнейшего в мире производителя, чтобы удвоить мировое производство литий-ионных батарей.
Илон: Да.
Крис: С этим парнем. Что это?
Илон: Да, это Гигафабрика, прогресс на данный момент по Гигафабрике. В конечном итоге, вы можете увидеть, что это будет похоже на гигантский бриллиант, если посмотреть на всю форму. Когда она будет полностью закончена, она будет выглядеть как гигантский бриллиант, или это идея, стоящая за ней. Она выровнена по истинному северу. Это мелкая деталь.
Крис: И способна производить, скажем, сто или, в конечном итоге, сто гигаватт-часов батарей в год.
Илон: Сто гигаватт-часов. Мы думаем, что, вероятно, больше, но да.
Крис: И они на самом деле производятся прямо сейчас. Верно. Это видео. Я имею в виду, оно ускорено?
Илон: Это на самом деле замедленная версия.
Крис: Да. Как быстро оно на самом деле движется?
Илон: Ну, когда оно работает на полной скорости, вы не можете увидеть ячейки без стробоскопа. Это просто размыто.
Крис: Я имею в виду, одна из ваших основных идей, Илон, о том, что делает будущее захватывающим, — это будущее, где мы больше не чувствуем вины за энергию. Как? Помогите нам представить это. Я имею в виду, сколько Гигафабрик, если хотите, нужно, чтобы мы достигли этого.
Илон: Это примерно сто, примерно. Это не десять. Это не тысяча. Скорее всего, сто.
Крис: Я нахожу это удивительным. Вы можете представить, если это так, вы можете представить, сколько нужно, чтобы вывести мир из этой огромной зависимости от ископаемого топлива. Это как будто вы строите одну. Стоит пять миллиардов долларов, может быть, следующая или что-то еще, пять-десять миллиардов долларов. Как бы здорово, что вы можете представить себе этот проект. И вы планируете сделать, по крайней мере, анонсировать еще два в этом году в Tesla.
Илон: Я анонсирую места для двух-четырех Гигафабрик позже в этом году, вероятно, четыре. По всему миру.
Крис: Вау.
Аплодисменты
Крис: Больше никаких намеков от вас. Как будто где? Континенты. Вы можете сказать нет.
Илон: Нам нужно выйти на глобальный рынок.
Крис: Хорошо, это круто. Хе-хе. Я думаю, мы должны удвоить ставку, так что я должен задать вам один вопрос о политике, только один. Я сыт по горло политикой, но я хочу спросить вас вот что. Вы сейчас входите в состав органа, дающего советы человеку, который сказал, что он не очень верит в изменение климата, и есть много людей, которые думают, что вы не должны этого делать. Они хотели бы, чтобы вы отказались от этого. Что бы вы им сказали?
Илон: Ну, я думаю, что, прежде всего, я просто состою в двух консультативных советах, где формат заключается в том, чтобы обойти комнату и спросить мнение людей по различным вопросам. И так, встреча проходит примерно раз в месяц или два. Знаете, это вся моя работа. Но я думаю, что в той степени, в какой в комнате есть люди, которые выступают за принятие мер по борьбе с изменением климата или, знаете ли, по другим социальным вопросам. Знаете, я имею в виду, я использовал встречи, которые у меня были до сих пор, чтобы высказаться в пользу иммиграции и в пользу изменения климата, и если бы я этого не сделал, то не было бы… этого не было в повестке дня раньше. Так что, возможно, ничего не произойдет, но, по крайней мере, слова были сказаны.
Крис: Хорошо. Итак, давайте поговорим о SpaceX и Марсе. В прошлый раз, когда вы были здесь, вы говорили о том, что казалось невероятно амбициозной мечтой разработать ракеты, которые действительно многоразовые. И вы только что сделали это.
Илон: Да, наконец. Это заняло много времени.
Крис: Расскажите нам об этом. Что мы здесь видим?
Илон: Это один из наших ракетных ускорителей, возвращающийся из очень высокого и быстрого полета в космосе. Так вот, он доставил верхнюю ступень на высокой скорости. Я думаю, это было примерно на седьмом испытании или около того. Доставка верхней ступени.
Крис: Это было ускорено…
Илон: Это замедленная версия.
Крис: Я думал, что это ускоренная версия. Но, я имею в виду, это удивительно. И несколько из них потерпели неудачу, прежде чем вы наконец поняли, как это сделать. Но теперь вы приземлились, вы сделали это, что, пять или шесть раз?
Илон: Восемь или девять, или что-то вроде того.
Крис: Да. И впервые вы повторно запустили одну из ракет, которая приземлилась, так что…
Илон: Да, мы приземлили ракетный ускоритель, а затем подготовили его к повторному полету и снова запустили. Это первый повторный полет орбитального ускорителя, где повторный полет имеет значение, поэтому важно понимать, что многоразовость имеет значение только в том случае, если она быстрая и полная.
Крис: Правильно.
Илон: Как и самолет или автомобиль, многоразовость быстрая и полная. Вы не отправляете свой самолет в Боинг между рейсами.
Крис: Правильно. Так это позволяет вам мечтать об этой очень амбициозной идее отправки множества, множества людей на Марс через 10 или 20 лет, я полагаю. В ближайшие 20 лет.
Илон: Да.
Крис: И вы спроектировали эту невероятную ракету, чтобы сделать это. Помогите нам понять масштаб этой штуки.
Илон: Ну, визуально вы можете видеть, что это человек. Это, а это — транспортное средство.
Крис: То есть, если бы это был небоскреб. Это как 40-этажный небоскреб?
Илон: Да. Вероятно, чуть больше. Да. Уровень тяги этого очень… Эта конфигурация примерно в четыре раза превышает тягу ракеты Сатурн-5, летевшей на Луну.
Крис: В четыре раза больше тяги, чем у самой большой ракеты, когда-либо созданной человечеством?
Илон: Да, да. Я имею в виду…
Крис: Как обычно.
Илон: Да.
Смех
Илон: Я имею в виду, в единицах Boeing 747… У Boeing 747 всего около четверти миллиона фунтов тяги. Так что это. Так что там, вероятно, 10 миллионов фунтов тяги, что эквивалентно 40 Boeing 747. Так что это была бы эквивалентная тяга ста двадцати Boeing 747… со всеми включенными двигателями.
Крис: И даже с машиной, предназначенной для преодоления земной гравитации, я думаю, вы сказали мне в прошлый раз, что эта штука может фактически вывести полностью загруженный Boeing 747, людей, груз, все, на орбиту?
Илон: Именно. Эта штука может взять полностью загруженный Boeing 747 с максимальным топливом, максимальным количеством пассажиров, максимальным количеством груза на 747. Это может взять его как груз.
Крис: Итак, основываясь на этом, вы недавно представили Межпланетную транспортную систему, которая визуализирована таким образом, и это сцена, которую вы представляете, скажем, через 30 лет, 20 лет? Люди входят в эту ракету.
Илон: Я имею в виду, я надеюсь, что это где-то в промежутке 8… 8-10 лет. Амбициозно, это наша цель. Наши внутренние цели более агрессивны. Но я думаю. Да. Так что это кажется довольно большим, и это большое по сравнению с другими ракетами. Я думаю… Будущие космические корабли заставят это выглядеть как весельную лодку. Я имею в виду, это. Будущие космические корабли будут поистине огромными.
Крис: Почему, Илон. Из-за этого… Почему нам нужно построить город на Марсе с миллионом человек за вашу жизнь, что, как мне кажется, вы сами хотели бы сделать?
Илон: Да, я думаю, важно иметь будущее, которое вдохновляет и привлекает. Я имею в виду, я просто думаю, что должны быть причины, по которым вы встаете утром и хотите жить. Как зачем вы хотите жить? В чем смысл? Что вас вдохновляет? Что вы любите в будущем. И если нас там нет. Если будущее не включает пребывание среди звезд и становление межпланетным видом, я считаю, что это невероятно удручает, если это не то будущее, которое мы собираемся иметь.
Аплодисменты
Крис: Люди хотят представить это как выбор между тем или другим. Что сейчас на планете так много отчаянных вещей происходит, от климата до бедности. Вы знаете, выберите свою проблему, и это кажется отвлекающим маневром. Вам не следует об этом думать. Вам следует решать то, что происходит здесь и сейчас. И, честно говоря, вы сделали немало, чтобы действительно это сделать своей, вы знаете, работой в области устойчивой энергетики. Но почему бы не сделать именно это?
Илон: Я думаю, есть. Я смотрю на будущее с точки зрения вероятностей. Это как это как ветвящийся поток вероятностей. И есть действия, которые мы можем предпринять, которые влияют на эти вероятности. Или которые ускоряют что-то одно или замедляют что-то другое, или привносят что-то новое в поток вероятностей. Устойчивая энергетика произойдет независимо ни от чего. Если бы не было Tesla. Если бы Tesla никогда не существовала, это произошло бы из необходимости. Это тавтология. Если вы, если у вас нет устойчивой энергетики, это означает, что у вас есть неустойчивая энергетика. В конечном итоге вы исчерпаете ресурсы, и законы экономики неизбежно приведут цивилизацию к устойчивой энергетике. Фундаментальная ценность такой компании, как Tesla, заключается в степени, в которой она ускоряет наступление эры устойчивой энергетики. Быстрее, чем это произошло бы в противном случае.
Так что я думаю, что, какова фундаментальная польза такой компании, как Tesla, я бы сказал, надеюсь, если она ускорила это на десятилетие, потенциально более чем на десятилетие, это было бы довольно хорошо. Это то, что я считаю фундаментальным, своего рода амбициозным благом Tesla.
Затем, становление межпланетным видом и космической цивилизацией. Это не неизбежно. Очень важно понимать, что это не неизбежно. Будущее устойчивой энергетики, я думаю, в значительной степени неизбежно, но стать космической цивилизацией определенно не неизбежно. Если вы посмотрите на прогресс в космосе, в 1969 году мы смогли отправить человека на Луну. 1969 год. Затем у нас был космический челнок. Космический челнок мог доставлять людей только на низкую околоземную орбиту. Затем космический челнок был выведен из эксплуатации, и Соединенные Штаты не могли никого отправить на орбиту. Вот такая тенденция. Тенденция идет вниз, к нулю. Это не… Мы ошибаемся, когда думаем, что технологии просто автоматически улучшаются. Это не улучшается автоматически. Оно улучшается только тогда, когда много людей очень усердно работают, чтобы сделать его лучше. И на самом деле, я думаю, оно само по себе деградирует. Мы смотрим на великие цивилизации, такие как древний Египет, и они могли строить пирамиды, а потом забыли, как это делать. А римляне построили эти невероятные акведуки. Они забыли, как это делать.
Крис: Знаете, слушая вас и глядя на все различные вещи, которые вы сделали, кажется, что у вас есть эта уникальная двойная мотивация ко всему, что я нахожу очень интересным. Одна — это желание работать на долгосрочное благо человечества. Другое — желание сделать что-то захватывающее. И часто кажется, что вам нужно одно, чтобы стимулировать другое. С Tesla вы хотите иметь устойчивую энергетику, поэтому вы производите эти супер-сексуальные захватывающие автомобили, чтобы добиться этого. Знаете, солнечная энергия, нам нужно туда добраться, поэтому нам нужно сделать эти красивые крыши. Мы даже не говорили о вашей новейшей вещи, на которую у нас нет времени, но вы хотите спасти человечество от плохого ИИ, и поэтому вы собираетесь создать этот действительно крутой интерфейс мозг-компьютер, чтобы дать нам всем бесконечную память и телепатию и так далее. А на Марсе, кажется, вы говорите, да, нам нужно спасти человечество и иметь резервный план, но также нам нужно вдохновить человечество. И это способ вдохновить.
Илон: Я думаю, что ценность использования вдохновения очень недооценена. Без сомнения. Но я хочу быть ясным, я не пытаюсь никого спасать. Это не… Я просто пытаюсь думать о будущем и не грустить.
Крис: Прекрасное заявление. Я думаю, все здесь согласятся, что это не так. Ничего из этого не произойдет неизбежно. Тот факт, что в вашем сознании вы мечтаете об этом. Вы мечтаете о вещах, о которых никто другой не осмелится мечтать или никто другой не сможет мечтать на таком уровне сложности, как вы. Тот факт, что вы это делаете, Илон Маск, это действительно замечательная вещь. Спасибо, что помогли нам всем мечтать немного масштабнее.
Илон: Но вы скажете мне, если это когда-нибудь станет действительно безумным, хорошо?
Смех и аплодисменты
Крис:Спасибо, Илон Маск. Это было действительно, действительно фантастически. Это было действительно фантастически.
Смотрите видео ниже, чтобы увидеть полное интервью: