Для нефтяной компании прогнозировать сильный рост электромобилей и предпринимать шаги для подготовки к этому будущему — это довольно много, но именно это и сделала Total. Во-первых, они приобрели контрольный пакет акций солнечной компании SunPower Corp. в 2011 году. Во-вторых, они приобрели производителя аккумуляторов Saft в начале 2016 года. А затем, позднее в том же году, Total объявила о инвестировании 300 миллионов долларов в установку солнечных панелей на 5000 автозаправочных станций по всему миру. Так что, я думаю, справедливо сказать, что Total (неохотно?) готовится к миру, в котором нефть будет менее важна для транспортных целей.
Джоэл Коуз, главный экономист по энергетике Total, заявил во вторник в Нью-Йорке на конференции Bloomberg New Energy Finance 2017:
«К 2030 году на долю электромобилей придется от 15 до 30% новых автомобилей, после чего спрос на топливо «выровняется». Возможно, даже снизится».
и
«Рост продаж электромобилей приведет к пику спроса на топливо на основе нефти в 2030-х годах».
Прогноз Коуза по росту электромобилей является самым высоким среди крупных нефтяных компаний и превышает собственный прогноз BNEF, сказал Колин МакКеррахер, руководитель отдела анализа передовых транспортных средств Bloomberg New Energy Finance.
«Это много», — сказал МакКеррахер. «Это самый агрессивный прогноз, который мы видели от кого-либо из крупных игроков».
Впервые ли нефтяная компания предпринимает шаги к более экологичному будущему?
Нет, не совсем. Еще в семидесятых годах ExxonMobil провела новаторскую работу в направлении более чистого и зеленого будущего. К сожалению, в какой-то момент компания поняла, что эти зеленые инициативы навредят ее нефтяному бизнесу, и поэтому благополучно прекратила свои усилия.
Однако для протокола я перечислю некоторые из наиболее значительных «нефтяных» открытий или инициатив, сделанных ExxonMobil в то время.
- Выбросы ископаемого топлива нагревают атмосферу Земли. Это очевидно сейчас, но в семидесятых и восьмидесятых годах это было далеко не общеизвестно. ExxonMobil была одной из первых, если не первой, кто обнаружил связь между CO2 и изменением климата. В 1981 году Ленни Бернштейн, ветеран отрасли с 30-летним стажем и бывший штатный эксперт Exxon по климату, написал в электронном письме: «Это огромный резерв природного газа, но он на 70% состоит из CO2» или углекислого газа, основного фактора изменения климата. Затем Exxon решила не разглашать эту информацию.
- ExxonMobil инвестировала в разработку и патентование перезаряжаемой литий-ионной батареи. Та же самая аккумуляторная технология, которую вы теперь находите в смартфонах, ноутбуках и электромобилях.
- В рамках программы Exxon по разработке передовых аккумуляторов в семидесятых годах они также разработали гибридный бензиново-электрический автомобиль. Чтобы продвигать его среди автокомпаний по всему миру, они даже сделали глянцевый брошюру, чтобы продемонстрировать свой гибридный прототип: Chrysler Cordoba. Он расходовал 27 миль на галлон, примерно вдвое больше, чем обычные автомобили того времени. Что еще более важно, он также соответствовал целевому показателю расхода топлива, который Агентство по охране окружающей среды требовало от транспортных средств к 1985 году.
В течение последних нескольких десятилетий ExxonMobil не была в авангарде разработки экологических инициатив. И теперь, с назначением Рекса Тиллерсона (бывшего генерального директора ExxonMobil) государственным секретарем, вы можете задаться вопросом, будет ли США и в дальнейшем требовать более строгих стандартов топливной экономичности для автомобилей.
Справедливости ради, это касается не только ExxonMobil, хотя она является (и всегда была) одним из доминирующих игроков в отрасли; другие нефтяные компании также пробовали различные инициативы. Как хорошие, так и плохие. Выход за рамки этой статьи — охватить их все, но я приведу вам несколько примеров. Royal Dutch Shell обязалась устанавливать зарядные устройства на автозаправочных станциях, чтобы привлечь водителей электромобилей, но они также сняли фильм об изменении климата в 1991 году и решили не следовать собственным советам. Другой пример — BP. Они начали множество различных зеленых проектов на миллиарды долларов, но в 2015 году решили отказаться от всех них.
Так что же нам думать о прогнозе Total и ее приверженности возобновляемым источникам энергии и «зеленой» энергетике?
Total, вероятно, (ответственно) хеджирует риски, исходя из индикаторов автомобильного рынка, которые демонстрируют взрывной потенциал роста для электромобилей, согласно ее заявлению о 30%. Приятно видеть, что Total инвестирует в «зеленые» технологии, но мы уже проходили это с нефтяными компаниями. Они зарабатывают гораздо больше денег, продавая нефть без налогов, чем инвестируя в новые «зеленые» технологии. Но, будем надеяться, Total доведет свои планы до конца и станет «зеленым» лидером среди «старой доброй нефти», поскольку любая из этих компаний могла бы стать серьезным игроком в изменении того, как мы, люди, производим, распределяем и потребляем энергию.
Наш любимый взгляд на революцию электромобилей — это Рэй Курцвейл/Тони Себа, представленный ниже.
Как всегда, мы будем рады услышать ваше мнение в комментариях.