Боб Лутц, бывший руководитель General Motors, которого часто называют «плохим парнем» автомобильной индустрии США, продолжает продвигать старые тезисы автопроизводителей о перспективности электромобилей. В новом интервью изданию Times Лутц озвучил устаревшее видение электромобилей и, как всегда, снова набросился на Tesla.
На данный момент это выглядит так, будто его работа — критиковать Tesla и электромобили.
Ранее Лутц сравнивал Tesla с социализмом, хотя GM получила от налогоплательщиков 11 миллиардов долларов под его руководством, а в октябре прошлого года, перед публикацией финансовых результатов Tesla, Лутц развернул медийную кампанию, распространяя дезинформацию о Tesla.
Его главная претензия заключается в том, что Tesla не получает прибыли, но то, как он об этом говорит, создает впечатление, будто это гораздо большая проблема, чем есть на самом деле.
Например, в интервью в октябре он заявил, что Tesla никогда не сможет стать прибыльной, даже если увеличит производство, поскольку они не зарабатывают на продаваемых сейчас автомобилях:
«Если вы не покрываете расходы на рабочую силу и материалы в цене продажи, то увеличение производства в два, три или четыре раза не поможет. Убытки будут только расти».
Говоря, что они не «восстанавливают расходы на рабочую силу и материалы в цене продажи», он имеет в виду, что Tesla продает автомобили с отрицательной валовой маржой, что просто не соответствует действительности. Tesla имеет положительную валовую маржу на свои автомобили уже много лет, а в последние несколько кварталов она достигает 20%. И это без учета кредитов ZEV.
На вопрос о Tesla в интервью, опубликованном Times сегодня, он снова упомянул «убытки на каждом автомобиле»:
«Я не знаю, почему вполне разумные люди не видят, что там происходит. Они теряют деньги на каждом автомобиле, у них постоянный отток денежных средств, а все говорят так, будто это самая чудесная автомобильная компания всех времен».
Хотя это и не так ясно, как предыдущее заявление, оно снова создает впечатление, что Tesla продает автомобили ниже себестоимости, что просто не соответствует действительности.
Безусловно, Tesla несет общие убытки, но это в основном связано с тем, что компания активно инвестирует в свой рост: Gigafactory, завод во Фримонте, дилерские центры, сервисные центры и зарядные станции Supercharger.
Тот факт, что Лутц говорит, что «вполне разумные люди не видят, что там происходит», просто поражает. Аналитики, освещающие Tesla, даже те, кто довольно скептически относится к акциям, четко видят путь к прибыльности. Вот, например, прогнозы Morgan Stanley:
Они ожидают, что Tesla получит значительную прибыль в 2020 году, и это несмотря на то, что их прогнозы поставок значительно ниже, чем озвученные Tesla.
Но когда Лутц делится своим видением электромобилей, кажется, что на них невозможно заработать:
«Привлечение капитала не поможет, потому что фундаментально бизнес-модель электромобилей ошибочна. Их производство обходится дороже, чем то, что готовы платить потребители. Вот и все».
Это тезис, который «автомобильный альянс», лоббистская группа автоиндустрии США, продвигает годами. Более того, недавно они предприняли попытку убедить EPA пересмотреть нормативы расхода топлива.
Это самосбывающееся пророчество. Автопроизводители говорят, что люди не хотят электромобили, поэтому они производят их в небольших количествах, и без преимуществ массового производства они получаются дорогими. Поэтому, конечно, мало кто их покупает, а затем автопроизводители заявляют об отсутствии спроса.
Неудивительно, что Лутц, который говорит, что голосовал за Трампа, утверждает, что Президент должен прислушиваться к индустрии и отменить регулирование:
«Если он сможет избавиться от большей части сложной системы регулирования — всегда должно быть какое-то регулирование, потому что нельзя возвращаться к laissez-faire экономике — но если он будет работать с бизнес-альянсами и автомобильной промышленностью и составит список из 10 правил, от которых нужно избавиться, и если он действительно их устранит, это создаст массу американских рабочих мест».
Опять же, важно помнить, что почти вся автомобильная промышленность США обанкротилась под руководством Лутца и ему подобных.
Судя по текущим лоббистским усилиям американских автопроизводителей, они по-прежнему согласны с ним, и хотя они, возможно, не хотят массово производить электромобили, это не относится к другим компаниям, таким как Tesla, а также к ряду крупных европейских автопроизводителей, таких как VW и Daimler.
Если они не начнут инвестировать в серийное производство полностью электрических автомобилей прямо сейчас, они рискуют отстать.