Глядя на фотографию выше, вы бы подумали, что это последствия смертельной аварии, но водитель Tesla Model X выбрался из нее «без травм, кроме затекшей шеи». Он приписал спасение своей жизни безопасности автомобиля, но также обвинил автопилот в том, что, по его утверждению, «на полной скорости врезался в заднюю часть полуприцепа».
На самом деле все немного сложнее.
После аварии, произошедшей в прошлый четверг в Калифорнии, владелец Model X P90D с автопилотом первого поколения поделился своим рассказом об аварии в Facebook:
«На правой полосе стоял пикап, у которого закончился бензин (фары либо были тусклыми, либо не горели, а учитывая ночь, его было трудно разглядеть). Полуприцеп подъезжал к нему, заметил его, затормозил и свернул в мою среднюю полосу. Автопилот не отключился, но издал экстренный звуковой сигнал примерно за 1 секунду до удара. Я смотрел в сторону, и столкновение с грузовиком произошло сразу после того, как я услышал сигнал и посмотрел вперед».
Как обычно, водитель всегда несет ответственность за мониторинг автомобиля при включенном автопилоте и должен быть готов взять управление на себя. В данном случае водитель признал, что в момент аварии он не смотрел вперед.
Основная функция автопилота, Autosteer, заключается в удержании автомобиля в своей полосе, что он и делал во время аварии. Предотвратить или уменьшить силу удара могли бы функции автоматического экстренного торможения или рулевого управления, но они активируются только в том случае, если это единственный вариант. В данном случае, вероятно, пришлось бы перестроиться в левую полосу, что также могло быть опасно.
«Экстренный сигнал», о котором он упомянул, был предупреждением о столкновении.
Он поделился следующей фотографией вместе с рассказом об аварии:
И продолжил свой рассказ:
«Нижняя часть полуприцепа вошла прямо в мое пассажирское сиденье (к счастью, там никого не было) и сломала подголовник, а также всю крышу. Чудесным образом я выбрался из аварии без травм, кроме затекшей шеи».
Действительно, чудесным образом. Похоже, большая часть повреждений остановилась в нескольких дюймах от сиденья водителя, которое, к счастью, было единственным занятым местом в автомобиле.
В конце своего рассказа о происшествии он дал предупреждение пользователям автопилота:
«Автопилот заставил меня на полной скорости врезаться в заднюю часть полуприцепа, но потрясающие рейтинги безопасности спасли мне жизнь. Хотя я благодарен, что остался жив, я просто хочу предупредить, чтобы вы не слишком привыкали к автопилоту, и что существует еще много недостатков и ситуаций, за которые никто не несет ответственности».
Это интересное заявление. Он прав в том, что пользователи должны быть осторожны и не становиться слишком самоуверенными. Генеральный директор Tesla Илон Маск сообщил, что у них больше проблем с «опытными пользователями», которые слишком привыкают к системе, чем с новыми пользователями, которые только учатся ею пользоваться.
Ситуация становится сложнее, когда он называет это «недостатком» и обвиняет автопилот во столкновении с полуприцепом. Это было бы верно только в том случае, если бы автопилот был системой автономного вождения уровня 3+, но это не так. Это система помощи водителю уровня 2, и ее цель — не избегать подобных аварий. Она может помочь избежать их иногда, и некоторые данные показывают, что она снижает частоту аварий примерно на 40%, но нельзя полагаться на нее для полного их предотвращения.
Тем не менее, это хорошее напоминание не становиться слишком самоуверенными. Мы можем начать говорить об ответственности системы и привыкать к системам автономного вождения следующего поколения, возможно, с помощью будущих обновлений программного обеспечения в автопилоте Tesla следующего поколения. А пока — будьте в безопасности.