Недавно Индиана стала последним штатом, предложившим идею «налога на электромобили». Как мы уже писали, несколько штатов ввели дополнительные ежегодные сборы для электромобилей. Даже Калифорния в какой-то момент рассматривала эту идею.
На первый взгляд, это кажется почти разумным — доходы от налога на бензин падают, потому что автомобили в целом потребляют меньше (или совсем не потребляют) бензина; инфраструктурные расходы остро необходимы, но становятся только дороже, еще больше сжимая бюджеты; более экономичные автомобили, особенно электромобили, обходятся без уплаты своей «справедливой доли», потому что, хотя они и используют те же дороги, они не платят столько же (или вообще ничего) за их содержание.
Так почему бы и этим «бесплатным» электромобилям не платить налог на использование дорог? Ну, есть несколько причин…
Во-первых, электромобили, и легковые автомобили в целом, наносят несоизмеримо меньший ущерб дороге по сравнению с более крупными транспортными средствами, такими как большегрузные грузовики. Во-вторых, если речь идет о «нахлебниках», то следует говорить об ущербе, наносимом миру ископаемым топливом, который **гораздо** больше, чем ущерб дорогам, наносимый электромобилями. В-третьих, из-за того, что электромобилей на дорогах пока очень мало, эти сборы не позволят добиться значительного прогресса в устранении дефицита бюджета. В-четвертых, предлагаемые и принятые «сборы с электромобилей» почти всегда слишком высоки, намного выше эквивалентной суммы налогов, взимаемых с бензиновых автомобилей. Все это приводит к несправедливому бремени для электромобилей и представляет собой попытку задушить технологию, которая является как зарождающейся, так и представляет собой общественное благо с точки зрения снижения загрязнения, что положительно сказывается на всем обществе.
Первый пункт: Оказывается, легковые автомобили практически не наносят ущерба дорогам. Согласно исследованию GAO, 18-колесный грузовик весом 80 000 фунтов наносит дорогам в 9 600 раз больше ущерба, чем легковой автомобиль весом 4 000 фунтов. Многие электромобили легче — например, BMW i3 весит всего 2 799 фунтов. Так что, если намерение состоит в том, чтобы взимать плату с автомобилей на основе ущерба для дорог, то почти весь налог должны платить транспортные компании, а не легковые автомобили.
Второй пункт: Хотя верно, что электромобили «бесплатно» пользуются дорогами — хотя, опять же, они наносят ущерб в десятки тысяч раз меньший, чем грузовики — также верно, что бензиновые автомобили во многих отношениях «бесплатно» пользуются окружающей средой. Бензиновые автомобили производят негативные внешние эффекты в виде загрязнения, тогда как электромобили значительно чище. Это загрязнение дорого обходится обществу с точки зрения воздействия на здоровье, потери производительности, изменения климата и в других аспектах. Это настолько дорого, что два руководителя политики Международного валютного фонда недавно опубликовали статью, в которой заявили, что косвенные субсидии на «грязную» энергию составляют ежегодную мировую потерю в размере 5,3 триллиона долларов, что составляет 6,5% мирового ВВП. Другая недавняя статья оценивает, что каждый галлон сожженного бензина наносит окружающей среде дополнительный ущерб в размере 3,80 доллара — что далеко от федерального налога на бензин в 18,4 цента, последний раз повышавшегося в 1993 году.
Третий пункт: Если Индиана ищет способ компенсировать дефицит бюджета, то налогообложение электромобилей не сильно поможет. Согласно этой статье в Indianapolis Business Journal от августа 2016 года, в прошлом году Индиана зарегистрировала в общей сложности 173 новых электромобиля за первые восемь месяцев. Это предполагает, что к концу года их будет около 300. Если бы каждый из этих автомобилей заплатил предложенный Индианой сбор в размере 150 долларов, это составило бы 45 000 долларов государственных доходов. При ориентировочной стоимости 1,25 миллиона долларов за милю этого достаточно для восстановления чуть менее 200 футов дороги — что составляет около половины сотой доли процента (0,005%) от 66 000 миль дорог в Индиане.
Четвертый пункт: Несмотря на то, что сбор в размере 150 долларов приведет к незначительному увеличению доходов для Индианы, он все равно слишком высок по сравнению с налогами, которые платят бензиновые автомобили. Налог на бензин в Индиане составляет 18 центов — хотя это предложение увеличит его до 28 центов, так что давайте использовать это число. Это означает, что сбор в 150 долларов будет достаточен для уплаты налогов на бензин с 535 галлонов бензина. Используя рейтинг MPGe BMW i3 — 124 MPGe, мы можем рассчитать, что i3 мог бы проехать 66 340 миль на эквиваленте энергии 535 галлонов бензина — в 5,6 раза больше, чем 11 655 миль, которые в среднем проезжает житель Индианы в год.
Или, если посмотреть с другой стороны, чтобы проехать тот же i3 11 655 миль в год, вам потребуется потреблять 3 146 кВт⋅ч энергии, при норме потребления 27 кВт⋅ч/100 миль. Поскольку средние цены на электроэнергию в Индиане составляют 10,53 цента за кВт⋅ч, средний водитель i3 может рассчитывать потратить 331 доллар на электроэнергию для своего автомобиля в год (не считая более дешевых тарифов на электроэнергию в непиковые часы, которыми могут воспользоваться многие электромобили). Это означает, что сбор в размере 150 долларов представляет собой налог в размере 45,3% от стоимости энергии для заправки автомобиля. Напротив, при текущей средней цене бензина в 2,35 доллара за галлон, 28-центовый налог на бензин в Индиане составит только 11,9% налога — что означает, что i3 платит в 3,8 раза больше налогов, чем бензиновый автомобиль, по этому показателю. Как ни посмотри, это непропорционально высокий налог, по-видимому, призванный наказать электромобили.
Наконец, электромобили уже платят «налог на топливо» в виде налогов на электроэнергию. В Индиане действует 7% налог с продаж на электроэнергию, и, конечно, электромобили платят его «на заправке» — при зарядке дома. Кстати, текущий налог на бензин в Индиане в 18 центов за галлон эквивалентен 7,6% налога при текущих ценах на бензин в 2,35 доллара за галлон, так что похоже, что электромобили уже платят эквивалентный «налог на заправку» по сравнению с бензиновыми автомобилями!
И все это просто потому, что политики были слишком трусливы, чтобы повысить налоги на бензин пропорционально инфляции или в ответ на более экономичные автомобили (что, надо признать, Индиана здесь предлагает — и это похвально), или перейти к другой схеме налогообложения использования дорог, которая была бы более справедливой (например, налог в зависимости от веса или пробега). Налог на бензин *был* довольно элегантным решением — менее экономичные автомобили облагаются большим налогом, и его легко собирать, но проблема в том, что он не соответствует стоимости инфраструктуры.
Так что упростим: вместо налога на бензин, введите весовой налог при регистрации транспортного средства для учета ущерба дорогам, и используйте ценообразование на загрязнение для учета ущерба, наносимого окружающей среде автомобилями. Эти сборы также будут применяться к электромобилям, хотя, конечно, поскольку электромобили чище, они будут платить меньше за вызываемое ими загрязнение. Затем, если вы считаете, что правительство должно поощрять внедрение технологий, представляющих общественное благо, расширяйте субсидии на чистые автомобили, общественный транспорт и т. д. И не пытайтесь задушить отрасль, которая по-прежнему составляет 0,1% продаж новых автомобилей, как это делают электромобили в Индиане. Дайте им сначала укрепиться.
В заключение, вполне нормально считать, что электромобили должны «платить свою справедливую долю», но эти меры на практике ошибочны и несправедливы. Они представляют собой попытку задушить новую технологию, тогда как правительство должно либо оставаться в стороне и позволять рынку решать проблему самостоятельно, либо поощрять технологию, представляющую общественное благо. Эти меры являются целенаправленными попытками активно препятствовать общественному благу и игнорировать огромный социальный негатив, представленный внешними эффектами, производимыми бензиновыми автомобилями.