Большинству людей в мире трудно представить, что в некоторых штатах США Tesla не разрешено продавать свои автомобили напрямую клиентам из-за законов, запрещающих автопроизводителям управлять дилерскими центрами — даже тем автопроизводителям, которые никогда не были частью модели франчайзинговых дилерских центров третьих сторон.
Но я думаю, что это видео Дона Холла, президента Ассоциации автомобильных дилеров Вирджинии (VADA), поможет людям понять, с чем столкнулась Tesla в этих штатах. Видео, на котором Холл обращается к членам своей дилерской ассоциации после запроса Tesla на получение дилерской лицензии, является отличным примером менталитета автомобильных дилеров, когда речь идет об их монополии на продажу автомобилей.
Прежде всего, давайте вспомним, что законы о прямых продажах были первоначально приняты для защиты франчайзинговых дилеров от собственных автопроизводителей, пытающихся открыть конкурирующие точки продаж на их рынках после того, как франчайзинговые дилеры инвестировали в продвижение и создание розничного присутствия для этих же автопроизводителей.
В основном это имеет смысл, но теперь те же дилеры, а иногда и другие автопроизводители, используют эти же законы, чтобы вместо этого блокировать новых автопроизводителей от продажи автомобилей напрямую клиентам, даже несмотря на то, что у них никогда не было никаких франчайзинговых сделок и, следовательно, они не конкурируют несправедливо ни с одним франчайзи.
Дилеры защищают свою монополию на продажу автомобилей, и это стало как никогда ясно в этом закрытом видео на YouTube, недавно обнаруженном отделением Washington Post по Вирджинии. Вот несколько цитат из видео с обстановкой, напоминающей военную пропаганду:
«В течение последних 29 лет я **боролся как гладиатор**, чтобы защитить права дилеров Вирджинии и их франчайзинговую систему… Эта система **находится под атакой со стороны таких компаний, как Tesla, и многих других**, которые считают, что **франчайзинговая система — это динозавр и больше не работает**… Давайте все приготовимся к тому, что потребуется для победы, **и давайте выиграем эту битву за защиту франчайзинговой системы**».
Конечно, речь Холла поднимает вопрос: если франчайзинговая дилерская модель не является «динозавром» и действительно работает, то почему тогда может быть проблемой конкурировать с моделью прямых продаж Tesla? Если их система действительно работает, VADA не видела бы проблемы в выдаче Tesla дилерской лицензии и конкуренции с ее членами-дилерами.
Вот полное видео VADA:
Запрос Tesla на вторую дилерскую лицензию в штате Вирджиния все еще находится на рассмотрении в DMV. Решение ожидается в следующем месяце, но в любом случае, похоже, дело дойдет до суда, поскольку ни Tesla, ни VADA, похоже, не собираются отступать. Tesla в настоящее время ведет судебные разбирательства по поводу прямых продаж в нескольких штатах, включая Юту и Мичиган.