Поскольку все электромобили GM до сих пор были «compliance cars» (автомобилями, выпускаемыми исключительно для соблюдения мандатов ZEV), люди могли сомневаться ( в том числе и я), когда они объявили, что Chevy Bolt EV будет доступен во всех 50 штатах с момента запуска.
Теперь сомнения оказались оправданными, поскольку после месяцев смягчения формулировок о запуске, GM ясно дала понять, что только Калифорния и Орегон получат Bolt в 2016 году, а остальная часть США увидит «медленный поток» в течение 2017 года.
Сам генеральный директор Tesla Илон Маск сделал редкий комментарий о Bolt во время вчерашнего собрания акционеров. Он сказал, что GM не следует производить 20 000–30 000 единиц, как они планируют, а 300 000–400 000, чтобы действительно «изменить ситуацию».
Маск добавил, что похоже, эти производители выпускают достаточно электромобилей только для удовлетворения мандатов и не более.
Представитель GM Мишель Малчо в четверг сообщила Wall Street Journal, что в 2017 году в других штатах будут доступны только «ограниченные партии», но поставки в Калифорнию и Орегон в 2016 году все еще планируются:
«В этом году мы сосредоточены на том, чтобы подготовить автомобили для клиентов… и сделать это правильно».
Возможно, это просто сдвиг в сроках производства, или же компания отказывается от общенациональной доступности автомобиля. Похоже, мы не узнаем этого в ближайшее время.
Как я уже говорил ранее, при запланированном объеме производства 20 000–30 000 единиц в год, я не удивлюсь, если GM сможет продать все Bolts 2016-2017 годов в штатах ZEV. Поэтому я думаю, что найти автомобиль на других рынках может быть сложно, если не невозможно.
Дело может быть в стоимости. Широко сообщалось, что GM так и не удалось получить прибыль от Chevy Volt до версии 2016 года. По некоторым оценкам, убыток в тысячи долларов на MSRP Volt во всех версиях до получения кредитов ZEV составлял до модели этого года.
Если такая же ситуация возникнет с Bolt, GM будет трудно поставить автомобиль туда, где он не получит десятки тысяч кредитов ZEV для компенсации убытков. Надеюсь, я ошибаюсь, и Bolt окажется не «compliance car» для GM, а полноценной программой электромобилей, на которой компания сможет развиваться.
Возможно, по мере увеличения эффекта масштаба и снижения цен на аккумуляторы Bolt станет центром прибыли для GM и тем, на чем компания сможет строить.
Но недавние комментарии официальных лиц GM не внушают оптимизма.