Что потребуется, чтобы Tesla + SolarCity стали энергетической компанией стоимостью 1 триллион долларов

Илон Маск удивил деловой мир одним из самых здравых шагов, которые я видел за последнее время – предложением о слиянии Tesla и SolarCity в единую компанию. Сегодня утром в ходе конференц-звонка Маск заявил, что видит, как эти компании объединятся и будут стоить 1 триллион долларов. Чтобы такая оценка была реалистичной, Tesla и SolarCity придется построить больше Gigafactories (солнечные и аккумуляторные) и преодолеть отметку в 1 000 000 автомобилей в год. При соотношении прибыли 10:1, шести Gigafactories для солнечной энергии и аккумуляторов, а также 30% расширения Fremont сверх 1 000 000 автомобилей, это станет возможным. Вот как…

Если вы рассматриваете установку солнечных батарей, получите расценки от нескольких подрядчиков на understandsolar.com. Если хотите получить отзыв о предложенной вами расценке – напишите мне на john @ 9to5mac dot com или отправьте твит.

Реклама — прокрутите для продолжения

Некоторые из крупнейших и самых передовых корпораций мира — финансовая индустрия — делают своей карьерой определение стоимости компании. В качестве очень грубой метрики я буду использовать соотношение выручки к рыночной капитализации – по сути, сколько денег компания получает в год по сравнению с общей стоимостью компании по ее акциям. Использование этой метрики имеет много недостатков – главный из них заключается в том, что она не обязательно говорит о прибыли от этих заработков или будущих перспективах роста, однако именно эту метрику мы будем использовать сегодня.

Сначала поговорим о производственных мощностях, которые каждое направление (солнечная энергетика, хранение энергии и электромобили) потенциальной компании сможет производить. Как уже упоминалось, Tesla теперь будет управлять тремя типами производственных объектов – для аккумуляторов, солнечных модулей и автомобилей. Первые два – аккумуляторы и автомобили – оба имеют эффектный «Gigafactory». Эти заводы сами по себе стали отдельными единицами в прессе – и ни один из них еще не достиг полной мощности. В настоящее время Tesla Gigafactory планирует производственную мощность 35 ГВт/ч в год аккумуляторов (Маск заявил, что Gigafactory может масштабироваться до 150 ГВт/ч в год), а SolarCity Gigafactory нацелена на производство 1 ГВт солнечных панелей в год. Официально, Tesla ожидает достигнуть полной мощности к 2020 году, а SolarCity – к лету 2017 года. Скорее всего, Tesla завершит строительство задолго до 2020 года, чтобы соответствовать расширенной цели в 500 000 автомобилей в год к 2018 году. И, конечно же, у нас есть третья группа заводов, которая производит автомобили – и, как упоминалось выше, Tesla нацелена на то, чтобы ее завод во Фримонте мог производить как минимум 500 000 автомобилей в год, а потенциально и до миллиона.

Примерные оценки выручки на единицу продукции следующие: 250 долларов за кВт/ч произведенных аккумуляторов, 2,50 доллара за Вт для солнечных модулей и средняя цена продажи 50 000 долларов за автомобиль. Каждое из этих чисел можно обсуждать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Например, в последнем квартальном отчете SolarCity средняя стоимость $/Вт при установке солнечных батарей составляла 3,18 $/Вт. Powerpack в настоящее время указан (со всей установкой) за 540 долларов/кВт/ч. А автомобили Tesla в настоящее время в среднем стоят около 80 000 долларов за единицу. Мои оценки основаны на том, что, по моему мнению, произойдет в будущем – цена на установленные аккумуляторы упадет, цена на установленные в жилых домах системы упадет, и гораздо больше людей купят Model 3, чем S или X.

Следующий набор предположений основан на том, как аккумуляторы будут распределяться между различными бизнес-подразделениями. Я предполагаю, что 50% аккумуляторов из Tesla Gigafactory будет направлено на линию электромобилей – из расчета 80 кВт/ч на автомобиль – а 50% будет использовано для хранения энергии. Вторая половина аккумуляторов будет предназначена для в среднем четырех Powerwall на каждую установку солнечной энергии для жилых домов и 1000 кВт/ч на каждую установку коммерческого хранения энергии. SolarCity Gigafactory будет использовать свои модули из расчета 8 кВт на установку. Из этих предположений самым значительным является то, что каждая система солнечной энергии будет иметь установку аккумулятора на 26 кВт/ч – однако к 2020 году это может стать гораздо более вероятным.

Собирая эти цифры вместе, мы рисуем картину того, как может появиться 1 триллион долларов. Один Tesla Gigafactory может принести 4,3 миллиарда долларов выручки, продавая 50% аккумуляторов на рынок хранения энергии. Один SolarCity Gigafactory – 2,5 миллиарда долларов. А вторая половина Tesla Gigafactory обеспечит энергией 218 750 автомобилей. Между этими тремя направлениями бизнеса – если они будут расти со скоростью, балансирующей мощность каждого Gigafactory – будет 17,8 миллиарда долларов. Чтобы выйти на 100 миллиардов долларов выручки – и 1 триллион долларов рыночной капитализации с соотношением 1:10 – потребуется 560% роста в каждом бизнес-подразделении. Это большой рост, но не сумасшедший. Я бы предложил спросить Рэя Курцвейла или Тони Себу, что они думают о потенциальном объеме. Как было отмечено выше, Илон Маск считает, что нынешний Gigafactory может вырасти до 150 ГВт/ч производственных мощностей в год – эта одна структура удовлетворит 76% потребностей в производстве аккумуляторов. А с учетом потенциала завода во Фримонте производить 1 000 000 автомобилей в год – мы достигли 81% производственных мощностей. И не будем забывать, что 375 000 человек дали Tesla деньги за автомобиль, который еще не полностью существует.

Вот так и получается 1 триллион долларов оценки. Возможно ли это? Сможет ли Маск это осуществить? Ну, он только что посадил ракету на баржу посреди океана.

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=4jEz03Z8azc]

Все мои предположения и расчеты можно увидеть в этой таблице Google.