
После сообщений о том, что Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA) расследует возможную проблему с подвеской Tesla Model S и соглашение о добросовестности автопроизводителя, стало известно, что в NHTSA были поданы несколько ложных и/или вводящих в заблуждение жалоб.
Представитель NHTSA подтвердил, что агентство не выявило никаких проблем с безопасностью подвесок Tesla, и компания уточнила формулировки в своем соглашении о добросовестности. Агентство считает вопрос решенным, однако генеральный директор Tesla Илон Маск написал в Твиттере, что с жалобами на подвеску происходит что-то подозрительное:
Похоже, что один или несколько человек стремились создать ложное впечатление о проблеме безопасности, которой не существует. Вопрос: зачем?
— Elon Musk (@elonmusk) 10 июня 2016 г.
Трудно понять, зачем кто-то стал бы фальсифицировать жалобы в официальное агентство, ведь это может навредить как компании, так и отнять время у регуляторов. Самое очевидное объяснение — это всегда деньги, и Tesla упомянула об этом в своем блоге после событий прошлой недели.
Новость о потенциальной проблеме с подвеской Tesla появилась на прошлой неделе после того, как в одном блоге было заявлено о наличии закономерности дефектов, основанной на одном реальном случае поломки подвески Tesla Model S и нескольких других необоснованных жалобах, которые, как мы теперь знаем, являются ложными или вводящими в заблуждение.
Tesla намекнула, что блогер, автор оригинального поста, подхваченного сотнями СМИ (от Reuters до NY Times), мог иметь финансовую заинтересованность в раздувании этих жалоб:
«Мы не знаем, стремится ли господин Нидермайер просто установить мировой рекорд по клевете, или он или его сообщники имеют какую-то финансовую выгоду от негативного влияния на цену акций Tesla, но важно подчеркнуть, что существуют многомиллиардные ставки на понижение акций Tesla. Это означает, что существует сильная финансовая заинтересованность в преувеличении незначительных проблем и создании совершенно ложных проблем».
Нет никаких доказательств того, что Нидермайер или кто-либо, связанный с ним, имел или имеет какую-либо финансовую заинтересованность в этой ситуации. Он не ответил, когда мы напрямую спросили, есть ли у него или его сообщников короткая позиция по акциям Tesla, но его партнер в Daily Kanban, Бертель Шмитт, заявил, что ни у него, ни у Нидермайера нет короткой позиции по акциям Tesla. Любой, кто имел короткую позицию по акциям Tesla, получил 7% прибыли в течение нескольких часов после новостей о расследовании NHTSA:
Хотя короткий интерес мог быть мотивацией, похоже, что ложные и вводящие в заблуждение жалобы, которые отчасти спровоцировали проверку, возникли скорее из-за загадочной ситуации, чем из-за чего-то злонамеренного.
Как отметил Илон, 37 из 40 жалоб, перечисленных на веб-сайте NHTSA, содержат ложную или вводящую в заблуждение информацию. Это связано с тем, что жалобы подавали не владельцы автомобилей, а некто по имени Киф Лич (Keef Leech), также известный в Интернете как Киф Уиванефф (Keef Wivaneff) и под другими псевдонимами.
Киф Лич, он же Киф Уиванефф
Слава Лича заключается в том, что он «разоблачил» мошенничество по продаже фальшивых «устройств для сбора солнечной энергии» в Австралии. Он описывает себя как человека, который «разоблачает зеленые мошенничества», и последние несколько лет эта роль сводится к «атакам» на компании, связанные с экологией, такие как Tesla.
Его «атаки» в основном принимают форму онлайн-комментариев к статьям о Tesla и других «зеленых компаниях». Киф также собирает и делится фотографиями разбитых автомобилей Tesla Model S. Обратный поиск Google по фотографиям показывает, что большинство из них были взяты с аукционных сайтов металлолома для продажи автомобилей, признанных полным уничтожением после серьезных аварий. Сейчас, когда на дорогах более 100 000 автомобилей, вполне нормально, что множество Tesla попадают в аварии и оказываются на этих сайтах. Мы даже освещали некоторые из этих аварий здесь, на Electrek.
Некоторые из жалоб, поданных в NHTSA, были основаны на тех же фотографиях, которые собирал Лич, и в жалобах предполагалось, что аварии как-то связаны с подвеской Tesla, хотя в описаниях практически не было информации о том, как были повреждены автомобили. Важно отметить, что большинство автомобильных аварий происходят из-за человеческих ошибок, а не из-за дефектов автомобиля или поломки деталей.
Жалобы в NHTSA были поданы вскоре после того, как Лич добавил фотографии автомобилей с разборок в свою коллекцию, а затем ссылался на них в своих онлайн-комментариях, не указывая, что он их подал:
Дата подачи жалобы: 28.03.2016
Дата инцидента: 01.02.2016
Компонент(ы): ПОДВЕСКА Номер NHTSA ID: 10852100
Местоположение потребителя: Неизвестно
Все продукты, связанные с этой жалобой, развернуть
Производитель: Tesla Motors, Inc.
Идентификационный номер транспортного средства (VIN): 5YJSA1H12EF…
РЕЗЮМЕ:
ЭТО ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР TESLA С ЗАДНЕЙ КОЛЕСНОЙ СТОЙКОЙ, КОТОРАЯ ПОЛНОСТЬЮ ОТВАЛИЛАСЬ ОТ МАШИНЫ. HTTPS://M.IAAI.COM/VEHICLEDETENC.ASPX?AUCTIONID=0&ITEMID=21617174&ROWID=10&PAGESOURCE=VEHICLERESULTS# МАШИНА ПОНЕСЛА СИЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ, НО НЕТ ПРИЗНАКОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗАДНЕЙ ЛЕВОЙ СТОРОНЫ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ КОЛЕСО ОТВАЛИЛОСЬ. ПЕРЕДНЯЯ ЛЕВАЯ ПОДВЕСКА ТАКЖЕ СЛОМАЛАСЬ, НО НЕЯСНО, БЫЛО ЛИ ЭТО ПРИЧИНОЙ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТОМ СТОЛКНОВЕНИЯ. ПОЖАЛУЙСТА, РАССЛЕДУЙТЕ ЭТО. СЛИШКОМ МНОГО ПОХОЖИХ СЛУЧАЕВ СЛОМАННЫХ КОЛЕС, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛА ПРОСТОЯ НЕОБЫЧНАЯ АВАРИЯ.
В других жалобах Лич, который является австралийцем, сообщает, что подает их по вымышленному адресу в США:
Дата подачи жалобы: 28.03.2016
Дата инцидента: 01.02.2016 Компонент(ы): ПОДВЕСКА Номер NHTSA ID: 10852077
Местоположение потребителя: БЕВЕРЛИ-ХИЛЛЗ, КАЛИФОРНИЯ
Все продукты, связанные с этой жалобой, развернуть
Производитель: Tesla Motors, Inc.
Идентификационный номер транспортного средства (VIN): 5YJSA1H13EF…
РЕЗЮМЕ:
Я ПОДАЮ ЭТУ ЖАЛОБУ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ. Я НЕ ВЛАДЕЛЕЦ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ РЕЗИДЕНТОМ США И ИСПОЛЬЗОВАЛ ВЫМЫШЛЕННЫЙ АДРЕС, ЧТОБЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВАШЕГО ВЕБ-САЙТА. Я ПРЕДОСТАВИЛ СВОИ НАСТОЯЩИЕ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ В ОТПРАВЛЕННОЙ ФОРМЕ. ЭТОТ АВТОМОБИЛЬ ПРОДАЕТСЯ КАК СПАСЕННЫЙ ЛОМ. HTTP://WWW.COPART.COM/US/LOT/40663765?SEARCHID=261226908 АВТОМОБИЛЬ ИМЕЕТ ОБЩИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПО ВСЕМУ КУЗОВУ, И СРАБОТАЛИ ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ, НО ЗАДНЕЕ ПРАВОЕ КОЛЕСО ПОЛНОСТЬЮ ВЫРВАНО, НЕ СМОТРЯ НА ОТСУТСТВИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ МАШИНЫ. НА ФОТОГРАФИЯХ ВИДНО, ЧТО ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДВЕСКИ ИЗ СПЛАВА ЧИСТО ОТОРВАНЫ. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ЭТО ОТКАЗ СТАЛ ПРИЧИНОЙ АВАРИИ, А НЕ РЕЗУЛЬТАТОМ УДАРА. СУЩЕСТВУЕТ ТАК МНОГО ПОХОЖИХ ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С TESLA, ЧТО ОЧЕВИДНО, ЧТО КОМПОНЕНТЫ НЕДОСТАТОЧНО ПРОЧНЫ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
С точки зрения регулирования, как только поступают заявления, регулирующий орган, такой как NHTSA, обязан провести расследование, даже если оно имеет мало или совсем не имеет под собой оснований. В упомянутой ранее жалобе он утверждает, что подвеска Tesla «недостаточно прочна и представляет опасность для всех участников дорожного движения», основываясь лишь на своем анализе нескольких фотографий одной аварии без какой-либо информации об обстоятельствах аварии:
Несколько аккаунтов (таких как loosewheel и Lucille), созданных из Австралии на форуме Tesla Motors Club, были заблокированы сайтом за спам-ссылки на коллекцию фотографий Model S с разборок от Кифа. Похоже, эти аккаунты создавал сам Киф после того, как предыдущие были заблокированы.
Аккаунты отстаивали идею подачи жалоб в NHTSA без статуса владельца автомобиля. Они предполагали, что, подав достаточное количество жалоб, удастся инициировать официальное расследование агентства.
Хотя NHTSA так и не начало официального расследования, оно действительно провело проверку жалоб на подвеску, но это произошло после обоснованной жалобы от реального владельца Model S, а не после дюжины фальшивых жалоб, основанных на обычных авариях. Агентство запросило некоторую информацию у Tesla, и, как уже упоминалось, представитель NHTSA подтвердил, что агентство не выявило никаких проблем с безопасностью подвесок Tesla.
Теперь возникает вопрос, зачем Кифу понадобилось идти на такие меры, чтобы причинить неудобства Tesla и NHTSA. После освещения в СМИ предполагаемой проблемы с подвеской рыночная капитализация Tesla сократилась на миллиарды долларов. Финансовая заинтересованность могла бы быть ответом, особенно учитывая, что мы знаем о лоббистских и маркетинговых усилиях, направленных на дискредитацию электромобилей, но мотивы Кифа могут быть и совершенно не связаны с этими проблемами.
В своих онлайн-комментариях он, похоже, проявляет особую одержимость бизнесом Илона Маска и даже утверждал, что SpaceX подделал первую посадку ускорителя:
Он использовал аргументы, напоминающие отрицателей высадки на Луну, что не добавляет ему авторитетности — особенно после того, как SpaceX успешно посадил 4 ускорителя. Возможно, Киф действительно обеспокоен безопасностью автомобилей и просто очень ошибочно показывает это, или у него есть злонамеренные мотивы для создания этих жалоб, или он просто конспиролог. Это предмет для обсуждения.
Но мораль этой истории такова: не следует подавать жалобу, если у вас нет всех фактов, а некоторые фотографии из контекста в Интернете, безусловно, не представляют всех фактов.