
Люди, связанные с Tesla, часто открыто высказывались о том, что водородные топливные элементы — это просто плохое решение проблемы устойчивого транспорта. На прошлой неделе мы сообщали, что сооснователь и технический директор Tesla, Дж. Б. Страубель, раскритиковал водород, заявив, что топливные элементы скоро станут «неактуальными» в транспортной отрасли.
Теперь другой сооснователь Tesla, Марк Тарпеннинг, пошел немного дальше Страубеля и назвал водородные топливные элементы «мошенничеством». Он также вслух сказал то, о чем думают многие в отрасли — что энергетические компании поддерживают эту технологию из-за ее неэффективности.
Тарпеннинг больше не работает в Tesla, но он является одним из первоначальных сооснователей вместе со своим давним другом и деловым партнером Мартином Эберхардом. На прошлой неделе он был гостем Internet History Podcast, чтобы поговорить о своих начинаниях, и подробно рассказал об основании двух своих компаний: NuvoMedia и Tesla Motors.
Подкаст стоит прослушать полностью – см. ниже (Tesla начинается примерно с 25-й минуты), но особенно интересной мне показалась тирада о водородных топливных элементах.
После продажи NuvoMedia, производителя устройств для чтения электронных книг, он и Эберхард впервые начали исследовать альтернативные источники топлива, чтобы основать компанию для решения проблемы устойчивого транспорта. Они изучили водородные топливные элементы и быстро отказались от этой идеи:
Если ваша цель — снизить потребление энергии, бензина или любого другого ресурса, вы хотите использовать его как можно эффективнее. Вы не хотите выбирать что-то, что потребляет много энергии по какой-либо причине, а водород в этом уникально плох.
В автомобильной индустрии есть поговорка: водород — это будущее транспорта, и так будет всегда. Насколько я могу судить, это мошенничество, потому что энергетический баланс ужасен. Просто ужасен.
Люди скажут, что водород — самый распространенный элемент во Вселенной, но он распространен там, во Вселенной, а не здесь. Мы живем на планете, где водород суперреактивен – он связан со всем. Он связан с водой, деревом и всем остальным. Единственный способ получить водород — это вложить в него энергию, чтобы вырвать его из химических связей.
Электролиз — наиболее распространенный метод. Вы пропускаете электричество через воду, и она разделяется, но вы вкладываете энергию, чтобы произвести водород, затем вы должны его сжать, что требует энергии, а затем вы должны транспортировать его туда, где он вам действительно нужен, что очень сложно, потому что с водородом работать гораздо труднее, чем с бензином или даже природным газом – а природный газ и так не прост.
И в конечном итоге вы должны поместить его в автомобиль, где будет сосуд высокого давления, что создает свои собственные проблемы с безопасностью – и это только для того, чтобы снова преобразовать его обратно в электричество, чтобы машина двигалась, потому что водородные автомобили на топливных элементах — это на самом деле электромобили. У них просто чрезвычайно плохая батарея.
Водород — это носитель энергии, а не первичный источник топлива на этой планете. Может быть, где-то во Вселенной, но не на земной планете.
Когда вы сложите все это, окажется, что количество энергии на километр пути просто ужасно. Это гораздо хуже, чем почти все остальное, что вы можете придумать – что, как я всегда подозревал, является одной из причин, по которой энергетические компании давно являются его большими сторонниками.
Когда мы впервые привлекали средства, мы очень тщательно просчитали, чтобы понять топливные элементы, потому что в то время много денег вкладывалось в топливные элементы, и мы также изучали биотопливо и этанол – мы прошли по всему списку, чтобы выяснить, какая система наиболее энергоэффективна – и это оказались аккумуляторные электромобили.
Затем Тарпеннинг рассказал, как они включили слайд о водородных топливных элементах в свою презентацию PowerPoint при попытке привлечь средства от венчурных капиталистов для Tesla. Слайд, конечно же, был посвящен тому, почему Tesla будет использовать батареи для питания своих автомобилей, а не водород.
Он говорит, что половина венчурных капиталистов просила их пропустить этот слайд, говоря, что они уже провели свой собственный анализ затрат и осведомлены о неэффективности системы, а другая половина венчурных капиталистов замолкала и начинала задавать больше вопросов. Марк объяснил, что эти венчурные капиталисты уже инвестировали в компании, занимающиеся топливными элементами, большинство из которых к настоящему времени закрылись.
Тарпеннинг покинул Tesla в 2008 году после внутренней борьбы за власть, в результате которой его сооснователь Мартин Эберхард был смещен с поста генерального директора, а вскоре после этого его занял Илон Маск. Он по-прежнему участвует в индустрии электромобилей. В 2014 году он вместе с Эберхардом инвестировал в производителя электромотоциклов Alta Motors.
Недавно мы также сообщали о его вхождении в консультативный совет компании Clearpath Robotics, занимающейся «автономными транспортными средствами для промышленности».
Вот подкаст полностью: