На изображении выше, сделанном в 1900 году, мы видим, что на улицах Нью-Йорка всего один автомобиль среди множества конных экипажей. Спустя тринадцать лет он превратился в один из многих автомобилей, и один из конных экипажей. Технологические прорывы сделали это возможным — и данные за последние несколько десятилетий, похоже, показывают, что цены на аккумуляторы, дизайн электромобилей, автономные технологии и солнечная энергия вот-вот достигнут своего тринадцатилетнего расцвета.
Если вы рассматриваете установку солнечных батарей, получите предложение от нескольких подрядчиков на сайте understandsolar.com. Если вы хотите получить отзыв о предложении, которое вы получите — напишите мне на почту john @ 9to5mac dot com или отправьте твит.
В основном докладе Тони Себы, сделанном в Осло, Норвегия, 17 марта 2016 года, под названием «Почему традиционная энергетика и транспорт устареют к 2030 году», представлены четкие данные о реальных изменениях в области хранения энергии, солнечной энергетики и автономных транспортных средств. Многие из этих изменений предсказывались другими на протяжении последних десятилетий — первым человеком, который приходит мне на ум, является Рэй Курцвейл. Однако Тони показывает нам, как предсказания футуристов прошлого на самом деле сбываются — и, что более важно — как определенное количество этих технологических достижений взаимосвязано таким образом, что ускоряет их все еще быстрее.
Начинаем разговор с напоминания о лошадях и автомобилях, и о том, как потребовалось 13 лет, чтобы перейти от Нью-Йорка, полного лошадей, к городу, полному автомобилей. Ключ в скорости, с которой развиваются технологии — автомобили были новой технологией, которая была быстрее, дешевле, долговечнее и всегда следовала указаниям. Эти преимущества были настолько значительными, что способ передвижения, который люди использовали на протяжении тысячелетий, исчез чуть более чем за десятилетие.
В середине 1980-х годов AT&T обратилась в ведущую мировую консалтинговую группу и спросила: «Сколько людей будет пользоваться мобильными телефонами в Соединенных Штатах к 2000 году?» McKinsey and Co. предсказала, что к 2000 году будет 900 000 абонентов. Они ошиблись на 98,2%. AT&T упустила прорывную технологию — как и высокооплачиваемый консультант.
Когда вы задаетесь вопросом, как самые умные люди в комнате могут упустить что-то столь значительное — мы должны напомнить себе, что технологии развиваются экспоненциально, а не линейно. Линейный рост имеет прямую, последовательную кривую роста — тогда как экспоненциальный рост означает, что в случае с микропроцессорами количество транзисторов в одном и том же пространстве будет УДВАИВАТЬСЯ каждые два года — линия на графике будет изгибаться вверх. Мы знаем эту закономерность экспоненциального роста в микропроцессорах как «Закон Мура». Тони не хочет, чтобы мы об этом забывали.
После рассмотрения того, как быстро автомобили и микропроцессоры завоевали рынок, видео демонстрирует нам, что происходит с технологией хранения энергии. Примерно с 1995 по 2010 год стоимость хранения энергии падала примерно на 14% в год — это означает, что цена сократится вдвое чуть более чем за пять лет. В 2010 году эта ставка ускорилась до 16% в год, и хотя увеличение на 2% может показаться небольшим, на самом деле это означает, что вместо пяти с лишним лет для сокращения вдвое — теперь потребуется чуть меньше четырех лет, более чем на 20% быстрее. Gigafactory компании Tesla теперь увеличила темпы снижения цен даже быстрее, чем 16%. По оценкам, Gigafactory, просто объединив все звенья цепочки поставок под одной крышей, снизила цену аккумуляторных блоков на 30-50% — удвоив при этом мировой объем производства.
Успех Tesla в продаже аккумуляторных комплектов на сумму 800 миллионов долларов сделал кое-что еще — мотивировал конкурентов повысить свою игру. BYD, Foxconn, LG Chem, Nissan, Dyson, Apple, Samsung и другие сделали объявления о планах строительства крупномасштабных аккумуляторных заводов. Планы BYD наиболее агрессивны — цель добавить 6 ГВт производственных мощностей в год, достигнув 34 ГВт к 2020 году (что соответствует возможностям Tesla в 35 ГВт). Такое внимание к производству может ускорить падение затрат еще быстрее.
Именно в этот момент Тони произнес самое важное число в этой презентации. К 2020 году стоимость покупки электроэнергии на полный день для автономного дома составит 1,20 доллара в день. Это означает, что домохозяйство — с установленными солнечными панелями — сможет полностью отключиться от электросети примерно за 100 долларов в месяц (примерно столько же, сколько две чашки кофе в день). Последствия этого гораздо более значительны, чем просто желание семьи жить в тишине и покое леса.
Первым следствием более дешевых аккумуляторов является то, что электромобили, благодаря Tesla, вот-вот займут доминирующее положение. Ключевыми факторами этого захвата являются:
- Электродвигатели в пять раз более энергоэффективны, что означает —
- Эксплуатация электромобилей в 10 раз ДЕШЕВЛЕ в пересчете на милю.
- В сочетании с тем фактом, что бензиновый автомобиль имеет более 2000 движущихся частей по сравнению с 18 у Tesla, мы снова снижаем стоимость владения, поскольку обслуживание 18 частей в 10-100 раз дешевле.
- Как мы все знаем, Tesla — это БЫСТРО! Она так же быстра, как трековые автомобили стоимостью 1 миллион долларов. Как вы думаете, что почувствует владелец Porsche или Ferrari, когда их обгонит автомобиль, который стоит в 2-10 раз дешевле их? Они перейдут на электричество.
К 2022 году Тони прогнозирует, что электромобиль с запасом хода 200 миль будет стоить около 20 000 долларов — средняя стоимость бюджетного бензинового автомобиля в США. К 2025 году бензиновые автомобили перестанут продаваться в США как основной вид транспорта.
Мы уже видели, как падают цены на аккумуляторы в электромобилях, мы видели, что электромобили гораздо более эффективны и производительны — но знали ли вы, что ваш автомобиль простаивает 96% времени? Что, если вы будете платить за автомобиль еще меньше?
Если бы вы могли платить в 10 раз меньше, чем сейчас, за автомобиль, вы бы это сделали? Если бы вы могли платить в 10 раз меньше, чем сейчас, и никогда не беспокоиться о парковке, первоначальных взносах или страховке автомобиля, штрафах за превышение скорости — вы бы это сделали? Конечно, да — и, согласно цифрам, 57% мировых потребителей готовы отказаться от своих автомобилей и обменять их на автономные электромобили (например, Uber к 2020 году). Это стало возможным благодаря скачкам в технологиях, связанных с автономными транспортными средствами.
Первым скачком, который был необходим для автономных автомобилей, является вычисления — и Закон Мура выше показал нам несколько десятилетий развития микропроцессоров. Более недавняя эволюция происходит в виде LIDAR (оптической локации и дальнометрии). LIDAR — одна из нескольких технологий, используемых для определения окружающих автомобиль объектов — кошек, людей, других автомобилей и т. д. Когда Google впервые построил свой автономный автомобиль на базе Lexus (изображение выше), аппаратное обеспечение на крыше — система LIDAR — стоило более 70 000 долларов. Очевидно, что дополнение в 70 000 долларов для обычного человека непрактично. Но снова — технологический прогресс решил проблему, поскольку сегодня такое же оборудование можно приобрести за 250 долларов, и ожидается, что вскоре оно упадет до 90 долларов. Снижение цены на 99,8% за шесть лет.
До этого момента презентации нам демонстрировали очень четкое развитие революции в автомобилестроении. Мы видели, как рухнули цены на аккумуляторы, как взорвалась производительность электромобилей, и как автономные технологии стали стоить копейки. Нетрудно понять, что автомобильная промышленность и ваша жизнь в сфере транспорта вот-вот изменятся.
Последняя тема в этой презентации, возможно, самая важная с учетом изменения климата: солнечная энергия. Как постоянный читатель этого сайта, вы прекрасно знакомы со значительным падением цен на солнечную энергию. Это падение цен привело к закономерности роста, очень похожей на уменьшение размеров микропроцессоров — глобально установленная солнечная мощность почти удваивалась каждые два года с 2000 года (фактически, по состоянию на конец 2014 года — мы опережали темпы удвоения). Солнечная энергия набирает обороты — однако, может ли дневная генерация энергии продолжать расти с такой же скоростью, увеличиваясь с менее чем 1% мировой энергии до доминирования во второй по величине отрасли на планете?
По мнению Тони, ДА, солнечная энергия сможет доминировать во всей мировой ЭНЕРГЕТИКЕ (а не только в электроэнергетике) к 2030 году. Основным драйвером роста солнечной энергетики, помимо экологических преимуществ, является снижение ее цены — с 1970-х годов цена солнечной панели упала на 99,3%. Стоимость электроэнергии, производимой солнечной энергией — без субсидий — улучшилась по отношению к нефти, ядерной, газовой и угольной энергии в 1200-3200 раз между 1970 и 2016 годами. И это еще до того, как мы учтем стоимость загрязнения, связанного с нефтью, газом и углем.
Что-то, что так значительно падает в цене, будет привлекать больше внимания — и, как показывают графики выше, солнечная энергия значительно выросла. Но солнечная энергия работает только тогда, когда светит солнце! Конечно — но не забывайте, что существует множество прорывных технологий, которые сходятся. Цены на аккумуляторы медленно падали, затем электромобили начали снижать эти цены на аккумуляторы и увеличивать объем производимых аккумуляторов. Внезапно — вся эта дешевая солнечная энергия может быть помещена в дешевые аккумуляторы.
И вот — у нас есть автономные электромобили, работающие от солнца. Основная мысль — готовьтесь. Если вы работаете в этой отрасли, держитесь крепче, если вы в отрасли, которая будет затронута массовым ростом конкуренции, тогда, возможно, вам стоит пересмотреть свои планы — а если вы просто обычный человек, наблюдающий за этим, захватите попкорн.
Все изображения в этом посте взяты из презентации PowerPoint, созданной Тоной Себой, и воспроизведены здесь с явного разрешения Тони (я написал ему письмо на выходных с просьбой о разрешении).