
Вице-президент Tesla по технологиям и соучредитель Джей Би Страубел на этой неделе в Лейпциге, Германия, принял участие в интересной дискуссии на Международном транспортном форуме (ITF), посвященной инновациям в транспорте. Автопроизводитель общался с участниками дискуссии, которые продвигали пешеходные маршруты, велосипеды и даже водородные топливные элементы как средства инноваций в транспорте, что привело к некоторым интересным беседам.
Вы можете посмотреть всю дискуссию ниже, но поскольку она длится более часа, я подготовил краткую выдержку самых интересных моментов.
На вопрос о том, где еще есть возможности для инноваций в электромобилях, Страубел ответил:
«Стоимость по-прежнему является самой большой проблемой для более широкого внедрения электромобилей, и это может показаться не самым С≡КСУАЛЬНЫМ и захватывающим направлением для инноваций, но инновации, которые снижают стоимость, — это то, на чем мы сосредоточены».
Затем Джей Би подробно рассказал о технической стороне:
«С технической стороны, это касается исследований в области хранения энергии; исследований химии, материаловедения для создания лучших аккумуляторов, улучшения материалов и снижения стоимости. Здесь есть много возможностей для улучшений. Мы еще далеко не достигли фундаментального предела или физических ограничений. Это захватывающая и динамичная область.»
Он также поделился своим мнением об автономном вождении:
«Также в области программного обеспечения и систем управления. Я раньше не упоминал об этом, но это невероятно захватывающая область, которая меняется быстрее, чем область хранения энергии. Все технологии, связанные с датчиками и мобильными вычислительными мощностями, которые могут находиться на борту автомобиля, и программное обеспечение, способное распознавать образы – получающее сигнал от этих камер, а затем превращающее его во что-то очень полезное для бортового компьютера, который управляет автомобилем.»
Страубел назвал скорость совершенствования управляющего программного обеспечения «невероятно быстрой».
Позже, во время сессии вопросов и ответов, он кратко высказался о водородных топливных элементах:
«Я не поклонник водорода. Я не вижу будущего для водорода в качестве транспортного топлива. Эффективность процесса получения энергии из первичного источника, где бы вы ни производили водород – будь то солнечная, ветровая энергия, и, надеюсь, это будет устойчивая энергия – вплоть до энергии, потребляемой в автомобиле, очень низка.
Я считаю, что это своего рода интеллектуально привлекательная идея, потому что я вижу, как все говорят: «водород обилен, он как вода», но это совершенно нерелевантные моменты для использования водорода в транспорте.
Что вам нужно рассмотреть, так это эффективность использования энергии от первичного источника до потребляемой энергии, и водородные автомобили используют примерно в три раза больше энергии, чем электромобили. Это фундаментально серьезное ограничение. Если все остальные экономические проблемы могут быть решены, вы окажетесь в ситуации, когда проехать милю будет в три раза дороже, а экологический след будет в три раза больше.
Существует также очень серьезная инфраструктурная проблема с водородными автомобилями, которую никто не смог решить. В моем родном штате Калифорния прилагаются большие усилия для продвижения водородных автомобилей, но инфраструктура отстает. Сложность установки водородной заправочной станции чрезвычайно велика – процесс получения разрешений, люди не хотят их в своем районе – у нас примерно 5 или 10 станций во всем штате. Это результат многолетней разработки, и им не удалось быстро расширить ее.
Я думаю, здесь есть очень сложная проблема «курицы и яйца». Я не вижу будущего. Я считаю, что аккумуляторы будут совершенствоваться быстрее, делая водород несколько неактуальным.»
Он также прокомментировал, что Tesla потенциально может сделать в автомобильной промышленности – снова сосредоточившись на стоимости:
«Я не могу много говорить о новых продуктах и вещах, которые мы разрабатываем, но с точки зрения чистых технологий, все, что мы сделали для легковых автомобилей, напрямую применимо к грузовикам. Нет причин, по которым сегодня нельзя было бы создать очень конкурентоспособный электрический грузовик. Они могут заряжаться примерно за то же время, что и Model S – как один из наших легковых автомобилей – и иметь такую же экономичность эксплуатации.
Этот сегмент не видел такого же типа инноваций. Он немного более консервативен, и, очевидно, люди не хотят рисковать в основном бизнесе, который заключается в перемещении килограммов из точки А в точку Б, но я думаю, мы увидим, что это вернется – особенно, возможно, по мере восстановления цен на топливо. Знаете, большой интерес к этому был несколько лет назад, когда цены на топливо были намного выше.»
Во время дискуссии Страубел был не согласен с другими участниками, поскольку они в основном продвигали способы изменить привычки людей ради более устойчивого будущего транспорта – будь то велосипеды или более удобные пешеходные зоны – в то время как Tesla пытается изменить существующие технологии, не заставляя людей идти на компромиссы.
Вот полное видео: