
Сегодня, кажется, Боб Лутц, бывший председатель GM, а ныне участвующий в нескольких малосерийных автомобильных проектах, не может дать интервью, не критикуя Tesla и Илона Маска. Справедливости ради, его часто спрашивают об этом и провоцируют на комментарии по данной теме, но это очень быстро надоедает.
Мы не можем ожидать, что легко изменим мнение каждого и заставим их перейти на электромобили (ну, электромобили с аккумуляторными батареями, поскольку Лутц поддерживает гибриды с возможностью подзарядки), но в данном случае Лутц распространяет ложную и вводящую в заблуждение информацию о Tesla, чтобы доказать свою точку зрения.
На этой неделе автомобильный руководитель дал интервью изданию MoneyWatch от CBS.
MW: Да, я хотел спросить вас об этом. Вы публично заявляли, что электромобили неизбежны, но вы не являетесь поклонником некоторых моделей, представленных на рынке, в частности тех, что производятся Tesla.
Лутц: Я большой поклонник этих автомобилей. Я, безусловно, большой поклонник Model S. Model X работает не очень хорошо, потому что у нее недостаточная конструкция крыши, поэтому эти двери никогда не будут работать. Model 3 — посмотрим, что с ней произойдет. Я думаю, она снова будет отложена.
Мы не можем оспаривать потенциальную задержку Model 3, это вполне может случиться — никто не знает — но снова? Разве Model 3 уже была отложена?
Что касается дверей Falcon Wing у Model X, Tesla не отрицала некоторых трудностей с ранними экземплярами, но сейчас компания увеличила темпы производства до более чем 700 единиц в неделю. Теперь они производят и поставляют двери в больших объемах, по всей видимости, довольным клиентам, и получают восторженные отзывы. Мне трудно понять, как он может утверждать, что «эти двери никогда не будут работать», когда они уже работают.
Лутц добавил:
Мой спор с Tesla касается бизнеса. Это культовая акция, и я уже несколько месяцев говорю, что бизнес-модель не работает. Они теряют кучу денег. У них заканчиваются наличные. Их продажи стагнируют или падают.
Вот в чем моя главная претензия к Лутцу. Эти утверждения либо ложны, либо вводят в заблуждение. Это правда, что Tesla теряет деньги каждый квартал, но это происходит потому, что они активно инвестируют в наращивание производства, строительство гигантского завода по производству аккумуляторов, расширение розничной торговли и сервиса, зарядную инфраструктуру и НИОКР для будущих автомобилей. А не потому, что Tesla не может зарабатывать на своих автомобилях. Валовая прибыль Tesla от Model S превышает 20% уже несколько кварталов.
«У них заканчиваются наличные». Это ложь. У компании здоровый финансовый поток, и ее денежная позиция годами не опускалась ниже 1 миллиарда долларов. Вот активы Tesla (в тысячах) за последние 4 квартала:
«Их продажи стагнируют или падают». Это тоже неправда. В письме акционерам за первый квартал 2016 года Tesla подтвердила, что чистые заказы на Model S выросли на 45% в течение квартала по сравнению с тем же периодом 2015 года. Это не «падение» и не «стагнация». Если только Лутц не намекает, что Tesla лжет своим акционерам, что имело бы серьезные последствия с SEC, его заявление просто неточно.
Вот остальная часть комментария Лутца о Tesla и электромобилях во время интервью для MoneyWatch:
MW: Что бы вы сказали тому, кто сделал предзаказ на Model 3? Они зря тратят время?
Лутц: Я бы сказал, будьте готовы к гораздо большим задержкам, чем вы предполагали, и, во-вторых, будьте готовы заплатить больше, чем вы думали.
MW: Можете ли вы предвидеть время, когда электромобили станут такими же массовыми, как бензиновые автомобили?
Лутц: Проблема сегодня в том, что электромобили — из-за аккумулятора — стоят дороже в производстве. Большая проблема Tesla заключается в том, что другие производители, такие как GM, Toyota, BMW, Volkswagen и Mercedes-Benz — все будут производить электромобили в убыток, намеренный убыток, чтобы вывести их на рынок. Tesla не может позволить себе такую роскошь. Tesla должна зарабатывать на электромобилях. Это будет очень сложно, когда все остальные продают их в убыток.
MW: Илон Маск недавно объявил о планах значительно ускорить производство Model 3, чем предполагали люди. Существует много скептицизма относительно того, осуществим ли этот план с технологической точки зрения. Разделяете ли вы этот скептицизм?
Лутц: Знаете, Илон Маск — замечательный парень. Он визионер. Он лично обаятелен. Он вечный оптимист. [Однако] он делает много заявлений и утверждений, которые со временем оказываются не совсем точными. Каждый раз, когда кто-то пытается сосредоточиться на здесь и сейчас, он демонстрирует им еще одно грандиозное видение.
Я думаю, важно напомнить всем, что Лутц является или был отрицателем изменения климата:
Изображение к статье: Красивые фотографии прототипа Tesla Model 3 в Марин-Хедлендс [Галерея] — с любезного разрешения Джозефа Ньюмана.