
Второй год подряд Tesla пыталась провести законопроект, спонсируемый лидером большинства в Сенате Бобом Даффом (демократ от Норуолка, Коннектикут), чтобы разрешить прямые продажи электромобилей потребителям без необходимости проходить через модель дилерских франшиз. На прошлой неделе законопроект SB3 рассматривался и ожидал голосования в сенате штата, но теперь он официально отложен после впечатляющей лоббистской кампании, возглавляемой GM и местной ассоциацией дилеров.
Автопроизводитель электромобилей в настоящее время ведет несколько баталий по поводу своей бизнес-модели прямых продаж потребителям без стороннего дилера. Хотя в большинстве рынков это не проблема, Tesla не разрешено или имеет ограничения на продажу своих автомобилей в нескольких штатах, включая Аризону, Мичиган, Техас, Коннектикут, Юту и Западную Вирджинию.
Несмотря на наличие сервисного центра и скорое открытие галереи в Коннектикуте, прямые продажи теперь исключены до тех пор, пока Дафф и Tesla не предпримут новую попытку в следующем году.
Вице-президент Tesla по развитию бизнеса Диармуд О’Коннелл возложил часть вины на GM за усиление лоббистских усилий (через CT Mirror):
«Они используют законодателей штата и законодательный орган для продвижения бизнес-стратегии, с помощью которой они пытаются нас остановить, в то время как сами выпускают конкурентоспособный продукт. Необходимо задаться вопросом о справедливости свободного рынка: General Motors решили использовать систему франчайзинга в 1920-х и 30-х годах. Отлично для них. Почему Tesla, как игрок свободного рынка, не может сделать тот же выбор сейчас?»
Региональный директор GM по правительственным отношениям Крис Гримальди заявил, что компания поддержала усилия по остановке законопроекта SB3 для создания «равных условий»:
«GM считает, что все участники отрасли должны работать по одинаковым правилам и требованиям в отношении фундаментальных вопросов, регулирующих, как мы продаем, обслуживаем и продвигаем наши продукты. Мы, наряду с Альянсом автомобильных производителей и дилерами Коннектикута, выступаем против создания двух разных наборов законов, регулирующих автопроизводителей в штате Коннектикут, что создало бы неравные «условия игры».
Проблема в том, что главная причина создания законов, запрещающих прямые продажи автомобилей, заключалась в защите дилерских франшиз от недобросовестной конкуренции со стороны их собственных производителей, таких как GM, а не от внешней конкуренции, что противоречило бы всем принципам свободного рынка.
Tesla никогда не имела контракта с сторонним дилером и поэтому не находится в конфликте, открывая собственные магазины, в отличие от GM, у которого есть 43 дилерских франшизы в Коннектикуте. То же самое касается любого нового производителя, пытающегося вывести автомобиль на рынок, например, Elio Motors.
Автор законопроекта Боб Дафф заявил, что его фракция разделилась по этому вопросу:
«Я думаю, что автодилеры и другие очень эффективно провели лоббирование в свою пользу. Мы вернемся и попробуем еще раз через год».
Согласно недавнему отчету, Tesla может рассмотреть возможность передачи этого вопроса в федеральный суд, а не продолжать поочередные битвы по штатам, которые она ведет уже некоторое время. Сообщается, что юридическая команда Tesla во главе с генеральным консультантом Тоддом Мароном изучает решение федерального апелляционного суда 2013 года в Новом Орлеане, которое позволило монастырю в Луизиане напрямую продавать гробы, изготовленные монахами, клиентам без необходимости обращаться в похоронное бюро или иметь лицензию директора похорон.
Tesla проводит параллели с собственной бизнес-моделью как автопроизводитель, продающий автомобили напрямую клиентам без участия дилеров.