
К июню этого года самоуправляемые автомобили Google еще не были виновниками аварий, и похоже, что этот показатель сохранился и за последние несколько месяцев. Из дюжины аварий, произошедших к тому моменту, большинство случилось, когда самоуправляемый автомобиль даже не двигался, а остальные произошли, когда за рулем находились водители-испытатели Google.
К сожалению, в месяцы после первой публикации Google аварии с участием автомобилей компании продолжались, по паре аварий в месяц. Но недавно эта тенденция интересно остановилась. Как мы узнали из недавно опубликованного отчета Google за октябрь, самоуправляемые автомобили вот уже более двух месяцев не попадали ни в одну аварию…
Самоуправляемые автомобили Google вызвали незаслуженный ажиотаж ранее в этом году, когда начали распространяться слухи о том, что автомобили попали в несколько аварий за последние несколько лет. В качестве одной из многих реакций на это, соучредитель Google Сергей Брин выступил на сцене ежегодного собрания акционеров компании в начале июня, чтобы прояснить ситуацию, подробно рассказав, в каких авариях участвовали автомобили к тому моменту. Кроме того, компания начала ежемесячно публиковать подробную информацию об авариях самоуправляемых автомобилей, общем пробеге и других данных, чтобы информировать общественность о прогрессе.
Крис Урмсон из Google также защищал автомобили в своей публикации на Backchannel в мае:
Если вы проводите на дороге достаточно много времени, аварии случаются, независимо от того, находитесь ли вы в обычном автомобиле или в самоуправляемом. За 6 лет с начала проекта мы участвовали в 11 мелких авариях (незначительные повреждения, без травм) за эти 1,7 миллиона миль автономного и ручного вождения с нашими водителями-испытателями за рулем, и ни разу причиной аварии не был самоуправляемый автомобиль.
Но, по крайней мере, согласно собственным отчетам Google, похоже, что за последние пару месяцев самоуправляемые автомобили каким-то образом добавили в свой послужной список ровно ноль новых аварий. Это отличается от конца июня, когда произошло два новых происшествия с ошибками, допущенными водителями-людьми. В июле произошла еще одна авария, и в августе — еще одна. И хотя слова Урмсона останутся верными в будущем, автомобили Google продемонстрировали впечатляющий результат этой осенью. Последняя авария с участием самоуправляемого автомобиля произошла 20 августа 2015 года, и в ней снова участвовал водитель-человек, который столкнулся с автомобилем.
Кроме того, по состоянию на октябрьский отчет, автомобили проехали более 1,25 миллиона миль в автономном режиме. Это впечатляет, и за последние пару месяцев, в течение которых не было ни одной аварии, автомобили проехали более 100 000 из них. Вот данные:
Почему у автомобилей такой хороший послужной список за последние 75 дней? На данный момент это неясно, но у меня есть несколько возможных объяснений:
- Это чистое совпадение. Хотя автомобили просто случайно провели бурное лето (с парой аварий в месяц), автомобили Google вернулись к своему обычному графику отсутствия аварий. Стоит помнить, что дюжина или около того аварий, которые Google подробно описал в своем первом отчете за май, произошли за шесть лет, и хотя за это время было пройдено гораздо меньше миль, у автомобилей фактически был хороший послужной список. В большинстве месяцев аварий не было.
- Самоуправляемые автомобили Google действительно становятся лучше в предотвращении аварий, даже если сами автомобили не виноваты. Автомобили явно избегают аварий и реагируют на ситуации, на которые люди никогда не были бы способны, поэтому весьма вероятно, что эта технология уже приближается к уровню безопасности, превосходящему водителей-людей. Автомобили активно учатся, сталкиваясь с все большим количеством сценариев, и многие из этих сценариев включают ошибки людей (как других водителей, так и пешеходов).
- Google лучше учится обучать своих водителей-испытателей. По крайней мере, что касается автомобилей Lexus, Google устанавливает водителей-испытателей, которые могут взять управление автомобилем на себя, если автономная система недостаточно умна, чтобы эффективно справиться с ситуацией. Сергей Брин намекнул, что эти водители были ответственны как минимум за несколько первых дюжин аварий автомобилей, и вполне вероятно, что по мере развития технологии Google стала лучше обучать этих водителей справляться с неконтролируемыми ситуациями более разумно.
- В конце сентября The Wall Street Journal подробно описал множество способов, с помощью которых Google надеялся улучшить свои автомобили и сделать их более похожими на человеческое вождение. Примеры включают программирование автомобилей для более широкого подхода на поворотах (вместо геометрически правильных, которые автомобили выполняли по умолчанию) и торможение при малейшем признаке опасности. Возможно, эти улучшения способствовали улучшению показателей аварийности.
- Это чистое предположение, и, возможно, натянутое, но еще одним фактором, который может способствовать этому, является то, что водители начали больше привыкать к мысли о самоуправляемых автомобилях. И с тем вниманием, которое они получили в начале этого года (и сенсационными заголовками в СМИ), возможно, те, кто теперь осведомлен о существовании автомобилей, стали осторожнее, когда ездят рядом с ними.
Это множество потенциальных причин, по которым автомобили Google стали попадать в аварии реже, и правда, скорее всего, заключается в их сочетании. Учитывая внимание СМИ, которое автомобили получили в начале этого года, для Google и для перспектив регулирования этих автомобилей в будущем крайне важно, чтобы они не причиняли больше вреда, чем предотвращали. Слоган Google «не будь злом» приходит на ум, когда мы рассматриваем, как количество аварий, вызываемых этими автомобилями, может способствовать их принятию и признанию со стороны регуляторов и общественности в ближайшие годы.
В любом случае, послужной список автомобилей тем не менее впечатляет. Google начал расширять свою деятельность из Маунтин-Вью в заметно холмистый и полный оленей Остин, штат Техас, в последние месяцы, и автомобили ездят в автономном режиме со скоростью около 50 000 миль в месяц на данный момент (при этом около половины этого количества накапливается при ручном вождении). Ради многих жизней на дороге сейчас (и жизней будущих поколений тоже) я надеюсь, что этот рекорд сохранится.