
В прошлом месяце Tesla объявила о запуске новой реферальной программы для владельцев Model S, которая будет действовать в качестве эксперимента до октября. Если вы порекомендуете Model S другу, ваш друг получит скидку 1000 долларов на новый автомобиль, а Tesla зачислит вам 1000 долларов в качестве вознаграждения за рекомендацию, которые вы сможете использовать для любых покупок в компании, например, для нового автомобиля, посещения сервисного центра или покупки аксессуаров.
Теперь дилерские центры выступают против программы Tesla. Основная лоббистская группа дилеров Калифорнии направила письмо директору Департамента автотранспортных средств Калифорнии Джин Шиомото с просьбой к его ведомству принять меры против реферальной программы.
Автодилеры утверждают, что реферальная программа создаст нелицензированных «вне закона» продавцов автомобилей.
В письме ассоциации дилеров говорится:
«Хотя многие другие лицензированные дилеры хотели бы предлагать аналогичные реферальные вознаграждения существующим клиентам, законодательство Калифорнии категорически запрещает такую практику»
Tesla подтвердила, что осведомлена о законе, но не считает, что он запрещает им продолжать реферальную программу. Тем не менее, им пришлось внести изменения в программу в Огайо и Виргинии, чтобы соответствовать законодательству штатов. Теперь владельцы Model S, рекомендующие друга, не получат кредит в 1000 долларов в Огайо и Виргинии, но человек, которого порекомендовали, получит скидку 2000 долларов на новую покупку вместо 1000 долларов. Владельцы, успешно привлекающие клиентов, по-прежнему смогут выиграть Model X или получить приглашение на Gigafactory в рамках «краткосрочного эксперимента».
Исход программы в Калифорнии пока неясен.
Это не первая проблема Tesla с автосалонами. Производитель электромобилей настаивает на отказе от того, что он считает устаревшим посредником между автопроизводителями и клиентами. Вместо этого Tesla продает свои автомобили напрямую клиентам через собственные магазины или через свой веб-сайт.
В зависимости от строгости законов о прямых продажах автомобилей в определенных штатах, Tesla не разрешается продавать автомобили через свои магазины, либо количество ее магазинов ограничено заранее установленным числом:
Считается, что реферальная программа является «секретным оружием против дилеров» Илона Маска. Во время звонка по итогам четвертого квартала Tesla генеральный директор компании заявил, что у компании есть «секретное оружие на стороне спроса», которое может «сработать против дилеров». Он сказал, что компания может «развернуть» это оружие позднее в 2015 году.
Когда компания представила свои «мобильные магазины» ранее в этом году, некоторые полагали, что это и есть «секретное оружие». Но, хотя это и не подтверждено, реферальная программа, скорее всего, является им, особенно учитывая негативную реакцию автодилеров.