Мнение: статья Times об «империи» Маска, подпитываемой государственными субсидиями, крайне однобока [Обновлено]

The Times опубликовала на выходных статью под названием «Растущая империя Илона Маска подпитывается государственными субсидиями». Статья хорошо исследована и в основном точна, но она выражает явное пренебрежение к тому факту, что компании Маска пользуются доступными им государственными субсидиями.

Издание собрало данные из государственных программ и пришло к выводу, что Tesla Motors, SolarCity и SpaceX, три компании, в которых участвует Маск, получили «оценочную государственную поддержку в размере 4,9 млрд долларов». Я не буду оспаривать фактическую сумму, но хотел бы привести несколько моментов, которые не были освещены в статье и имеют большое отношение к теме.

Реклама — прокрутите, чтобы увидеть больше контента

Во-первых, сумма в 4,9 млрд долларов, по-видимому, включает деньги, полученные Tesla Motors от программы ZEV. Хотя автор упомянул, что деньги поступают от других автопроизводителей, а не от налогоплательщиков, он не объяснил, что правительство на самом деле не заставляет автопроизводителей финансировать Tesla через эту программу:

«Компания из Пало-Альто также собрала более 517 миллионов долларов от конкурирующих автопроизводителей, продавая экологические кредиты. В рамках нормативной системы, впервые внедренной Калифорнией и принятой девятью другими штатами, автопроизводители должны покупать эти кредиты, если они не продают достаточно автомобилей с нулевым уровнем выбросов для выполнения мандатов. Эта сумма также включает некоторые федеральные экологические кредиты».

Эта государственная программа существует за десятилетия до Tesla и финансируется автомобильными компаниями, которые не предлагают или не производят достаточно транспортных средств с нулевым уровнем выбросов для соблюдения мандата. Производители, у которых недостаточно кредитов для компенсации количества проданных автомобилей, загрязняющих окружающую среду, в «штатах CARB», должны либо заплатить штраф в размере 5000 долларов за недостающий кредит, либо они могут купить кредиты у производителей с избытком кредитов, таких как Tesla. В любой момент они могут просто решить заплатить штраф вместо того, чтобы финансировать Tesla. Программа в подавляющем большинстве случаев ценится всеми, кроме немногих автопроизводителей, которые еще не сделали приоритетом экологически чистые автомобили.

Хотя это явно не упоминается, сумма, похоже, также включает кредит от Министерства энергетики (DOE), который Tesla получила в 2010 году:

«Сумма, собранная The Times, включает в себя различные государственные стимулы, такие как гранты, налоговые льготы, строительство фабрик, льготные кредиты и экологические кредиты, которые Tesla может продавать. Сюда также входят налоговые кредиты и скидки для покупателей солнечных панелей и электромобилей».

Этот кредит в размере 465 миллионов долларов от Министерства энергетики был досрочно погашен с процентами в 2013 году. Деньги были выделены на основе этапов и требовали софинансирования из частного капитала. Американские налогоплательщики на самом деле заработали на этом кредите для Tesla, который был частью программы Advanced Technology Vehicle Manufacturing. В рамках этой программы Ford получил 5,9 млрд долларов, а Nissan — 1,4 млрд долларов, среди прочих.

Статья продолжилась рассказом о том, что штат Нью-Йорк потратил 750 миллионов долларов на строительство завода для SolarCity:

«Штат Нью-Йорк тратит 750 миллионов долларов на строительство завода по производству солнечных панелей в Буффало для SolarCity. Компания из Сан-Матео, Калифорния, будет арендовать завод за 1 доллар в год. Она не будет платить налог на имущество в течение десяти лет, что в противном случае составило бы примерно 260 миллионов долларов».

Штат действительно тратит 750 миллионов долларов на строительство завода для SolarCity, но завод будет принадлежать штату. Штат планирует потратить 350 миллионов долларов на строительство завода и 400 миллионов долларов на оборудование. Поскольку завод будет принадлежать штату, конечно, налог на имущество будет покрывать штат, а не SolarCity. Компания получила аренду за 1 доллар в год на следующие 10 лет с возможностью продления. SolarCity будет обязан потратить 5 миллиардов долларов в течение срока аренды и напрямую нанять 1450 рабочих на заводе в Буффало и еще 2000 сотрудников в Нью-Йорке.

Если SolarCity не сможет выполнить эти условия, она обязана выплатить штраф в размере 41,2 миллиона долларов Исследовательскому фонду SUNY, организации, контролирующей проект от имени штата, за каждый год несоблюдения условий. Инвестиции штата не только подкреплены фактом владения инфраструктурой, но и тем, что деньги будут возвращены, если SolarCity не сможет должным образом использовать инвестированные средства.

Аналогичные условия включены в соглашение Tesla с штатом Невада о «Гигафабрике». Цифра в 4,9 млрд долларов, указанная в The Times, включает оценочную сумму в 1,3 млрд долларов налоговых льгот, которые, как ожидается, получит Tesla за свой проект аккумуляторного завода. В этом случае Tesla владеет проектом, но если они не создадут ожидаемые 6500 новых рабочих мест, цифра в 1,3 млрд долларов будет значительно уменьшена.

Автор процитировал Дэна Долева, аналитика Jefferies Equity Research:

«Он определенно идет туда, где есть государственные деньги. Это отличная стратегия, но однажды правительство вас отрежет».

Статья заставляет нас думать, что целью этих компаний является работа в сильно субсидируемых отраслях, а не работа в отраслях, чрезвычайно важных для будущего нашей планеты, и поэтому они субсидируются правительством.

Кроме того, всякий раз, когда возникает вопрос о субсидиях для зеленых технологий, я всегда люблю напомнить, что любая цифра, которую вы можете назвать, всегда будет меркнуть по сравнению с субсидиями на ископаемое топливо. Вот недавний отчет о глобальных энергетических субсидиях от МВФ.

Обновление – 1 июня, 15:45 ET: Маск выступил на CNBC, чтобы выступить против статьи LA Times. Видео можно посмотреть здесь: