В отличие от многих компаний, на звонках Tesla о прибылях есть много интересной информации. Прошлый вечер не стал исключением. Я слушал звонок в прямом эфире, но также полезно ознакомиться со стенограммой ниже, предоставленной Seeking Alpha.
Основным ограничением производства являются аккумуляторы. Никто не спросил (но я бы спросил), сколько Model S Tesla могла бы произвести, если бы не было ограничения на аккумуляторы. Конечно, Tesla недавно подписала соглашение с Panasonic о поставке невероятных 2 миллиардов ячеек в течение следующих 4 лет, но этого будет недостаточно для покрытия того, что, по мнению Маска, им понадобится.
Конечно, люди не должны смотреть на X количество продаж в течение четырех лет и предполагать, что это количество автомобилей, которое мы будем производить. Я думаю, что ближе к концу этого периода мы будем производить гораздо больше автомобилей, и поэтому должны быть заключены другие соглашения с некоторыми комбинациями Panasonic, возможно, с другими. Panasonic также является нашим основным партнером, но когда дело доходит до высокообъемного автомобиля третьего поколения, ясно, что потребуется создание дополнительных производственных мощностей на существующем предприятии, поэтому мы находимся в процессе выяснения этого, и потребуется построить своего рода гигафабрику…
Как я уже сказал, сейчас не время подробно говорить о наших планах относительно своего рода гигафабрики, кроме того, что, очевидно, мы признаем факт, что ее необходимо построить, и мы рассматриваем различные места. Я не думаю, что разрешение на строительство будет определяющим фактором. Это будет очень экологичная фабрика. Там будет много солнечной энергии. У нее будет фактически нулевые выбросы, и никакие токсичные элементы не будут выходить с этой фабрики, и мы сразу же внедрим в фабрику возможность переработки. Так что старые батареи будут поступать с одной стороны и перерабатываться в новые батареи. Так что, можно думать об этом как о фабрике, которая является машиной для производства машин, и сама по себе имеет версию, как и у вас есть версия продукта. Это похоже на версию фабрики. Поэтому мы пытаемся выяснить, как правильно сделать версию один на этой гигафабрике, и мы хотим подойти к этому обдуманно, и это будет действительно гигантское предприятие, сравнимое, скажем, со всем мировым производством литий-ионных аккумуляторов на одной фабрике.
Пожалуй, самое интересное из всего этого заключается в том, что, несмотря на некоторые улучшения в аккумуляторах, мы по-прежнему будем использовать те же базовые литий-ионные ячейки в автомобилях через 4 года. Почему? Потому что Tesla планирует произвести столько автомобилей за один год, что их собственное производство будет эквивалентно текущему мировому производству литий-ионных аккумуляторов.
Но затем нам потребуется некоторое время, чтобы нарастить мощности для этого автомобиля третьего поколения, и мы будем, так сказать, продавать емкость аккумуляторных батарей, возможно, потому что в конечном итоге, когда вы производите 500 000 автомобилей с нового завода, нам потребуется соответствующая емкость, которая, возможно, будет больше всего мирового производства литий-ионных аккумуляторов сегодня, или, по крайней мере, сопоставима с ним.
Больше информации с презентации:
Джефф Эвансон – Отдел по работе с инвесторами
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукции
Дипак Ахуджа – Финансовый директор
Аналитики
Джейми Альбертин – Stifel
Крейг Ирвин – Wedbush Securities
Дэн Галвс – Deutsche Bank
Андреа Джеймс – Dougherty & Company
Элейн Квай – Jefferies
Бен Калло – Robert W. Baird
Адам Йонас – Morgan Stanley
Джон Ловалло – Bank of America
Колин Раш – Northland Capital
Патрик Арчамбо – Goldman Sachs
Tesla Motors Inc ( TSLA ) Отчет о прибылях за 3 квартал 2013 г. 5 ноября 2013 г. 17:30 ET
Оператор
Добрый день, дамы и господа, и добро пожаловать на конференц-звонок Tesla Motors по финансовым результатам за третий квартал 2013 года. В настоящее время все участники находятся в режиме только прослушивания, но позже будет возможность задать вопросы, и будут даны соответствующие инструкции. (Инструкции оператора). Напоминаем, что сегодняшний звонок записывается.
А теперь я хотел бы передать слово нашему ведущему, Джеффу Эвансону.
Джефф Эвансон – Отдел по работе с инвесторамиСпасибо, Джон, и добрый день всем, а также добро пожаловать на наш вебкаст для вопросов и ответов. Со мной сегодня Илон Маск, председатель совета директоров и генеральный директор Tesla, и Дипак Ахуджа, финансовый директор Tesla.
Мы объявили финансовые результаты за третий квартал вскоре после закрытия торгов сегодня. Письмо для акционеров, финансовые результаты и вебкаст этой сессии вопросов и ответов доступны на нашем сайте для инвесторов по адресу ir.teslamotors.com. Повтор этого вебкаста будет доступен на том же сайте позже сегодня.
Обратите внимание, что некоторые финансовые показатели, которые мы используем в звонке, такие как выручка и прибыль, выражены на не-GAAP основе и были скорректированы для исключения влияния учета лизинга на продажи Model X и изменений, связанных с учетом акций и неденежными процентными расходами. Наши GAAP результаты и сверка не-GAAP с GAAP показателями можно найти в нашем пресс-релизе о прибылях.
В ходе этого звонка мы можем обсудить наши перспективы и сделать прогнозные заявления. Такие заявления являются прогнозами, основанными на ожиданиях руководства на сегодняшний день. Фактические события или результаты могут существенно отличаться из-за ряда рисков и неопределенностей, включая те, которые упомянуты в нашем последнем отчете 10-Q, поданном в SEC.
А теперь, Джон, не могли бы вы дать инструкции для задавания вопросов, а затем мы передадим слово нашему первому вопрошающему?
Сессия вопросов и ответов
Оператор
(Инструкции оператора). Мы примем наш первый вопрос от Джейми Альбертина из Stifel. Итак, Джейми, пожалуйста, продолжайте.
Джейми Альбертин – StifelОтлично. Спасибо, что ответили на мой вопрос, и добрый день. Первый вопрос, который у меня был, касается ваших предыдущих комментариев на последнем квартальном конференц-звонке о видимости валовой прибыли. Я думаю, если я правильно понял, вы сказали, что у вас было довольно хорошее представление о том, каким будет четвертый квартал, примерно за месяц до его наступления. Теперь, учитывая последовательное расширение валовой прибыли, которое мы наблюдали в третьем квартале, какое обновление вы можете дать нам на данный момент относительно четвертого квартала? Спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииМы ожидаем достичь 25% валовой прибыли в четвертом квартале, исключая кредиты ZEV, то есть исключая кредиты на транспортные средства с нулевым выбросом. Да. Я довольно уверен в этом результате, если не будет каких-либо принудительных резервов. К тому же, мы прошли примерно половину четвертого квартала, так что, я думаю, это почти учтено, поэтому я думаю, что это довольно надежно.
Тогда мы, вероятно, поставим больше автомобилей. Я надеюсь, что это было ясно в письме акционерам, но, возможно, нет, заключается в том, что мы действительно ограничены производством, а не спросом, поэтому мы усердно работаем над устранением производственных ограничений, а затем улучшением эффективных поставок.
То, чего люди все еще не совсем понимают, это то, что мы фундаментально отличаемся от других автопроизводителей, и для нас не имеет смысла делать что-то для увеличения спроса, если мы не можем удовлетворить этот спрос производством. Поэтому то, на что мы тратим время здесь, как управленческая команда, это пытаемся выяснить, как ускорить наращивание производства, поддерживать качество и продолжать улучшать продукт. Вот где мы ожидаем – многие из этих производственных ограничений в следующем году.
Джейми Альбертин – StifelЭто отлично. В качестве быстрого уточнения, возможно, некоторые из объявлений, которые вы сделали внутри квартала, и на которые вы ссылались в своем письме акционерам, каково ваше представление о текущей мощности сборочной линии в том виде, в каком она существует сегодня? Как она выглядит сегодня по сравнению с тем, как вы чувствовали себя три месяца назад. Спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииОсновным ограничением нашего производства являются именно ячейки, и я думаю, я уже упоминал это раньше в разговорах, и я думаю, я намекал на это на предыдущих звонках по прибылям, поэтому мы решаем проблемы с поставками ячеек и любые ограничения, которые не являются ограничениями, связанными с ячейками, но критически важна проблема ограничения производства ячеек.
Мы, очевидно, объявили о сделке с Panasonic, которая предусматривает значительно увеличенный объем, и когда мы думаем об ограничении роста, это самый важный пункт, который привлекает широкое внимание. Как я уже сказал, я думаю, мы увидим некоторое облегчение этого ограничения в следующем году.
Оператор
Хорошо. Спасибо. Мы примем наш следующий вопрос от Крейга Ирвина из Wedbush Securities. Крейг, пожалуйста, продолжайте.
Крейг Ирвин – Wedbush SecuritiesДобрый вечер. Спасибо, что ответили на мой вопрос. Илон, я хотел бы задать вам более философский вопрос. Мы слышим из разных источников, что стоимость вашего привода Model S более или менее соответствует стоимости некоторых обычных автомобилей с ДВС, некоторых премиальных автомобилей на рынке.
Теперь, с видимостью снижения стоимости аккумуляторов в течение следующих нескольких лет, когда вы смотрите на автомобиль третьего поколения, хотели бы вы по-прежнему устанавливать на него цену выше, чем на сопоставимые автомобили, где вы, по сути, будете выигрывать от ROI, который вы предлагаете клиенту, то есть, по сути, менее дорогой бензин в баке, учитывая, что они не используют, но, безусловно, будут использовать чистую электроэнергию, или вы рассмотрите ценообразование, которое более или менее соответствует или, возможно, ниже по сравнению с обычными конкурентами?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЯ думаю, что мы хотели бы продавать автомобиль третьего поколения по цене около 35 000 долларов. Учитывая экономию на бензине, сегодня, когда мы считаем бензин по этой цене, я имею в виду, это фактически покупка бензинового автомобиля в США примерно за 28 000 долларов или бензинового автомобиля в Европе примерно за 22 000 долларов. Это делает его довольно конкурентоспособным. И со временем мы будем становиться все лучше и лучше в предложениях лизинга с более низкими процентными ставками и лучшим доступом к капиталу с послужным списком и большей видимостью остаточной стоимости. Я имею в виду, я думаю, наша остаточная стоимость будет очень хорошей. Но чтобы получить доступ к капиталу с низкой стоимостью, вы должны доказать это, и я думаю, в долгосрочной перспективе, как и с Solar City, я считаю, что лизинг является подавляющим путем для электромобилей, потому что он просто снижает стоимость транспортировки, делает ее немедленной. Потому что вы получаете лизинг, и вы смотрите на сумму, которую вы платите в месяц за электричество, по сравнению с лизингом и бензиновым автомобилем, а также бензиновые автомобили также неизбежно требуют больших затрат на обслуживание, а с лизингом вам не придется беспокоиться о том, чтобы улавливать экономию в течение определенного периода времени или беспокоиться о сроке службы батареи или чем-либо еще. Вы просто сразу ощущаете экономию. Поэтому, пока я не увижу, что лизинг станет основным способом покупки автомобиля, тогда это будет очень привлекательным ценностным предложением.
Крейг Ирвин – Wedbush SecuritiesОтлично. Тогда второй вопрос, который я хотел задать, касался приоритетов инвестиций в НИОКР в 2014 году и, скажем так, в среднесрочной перспективе. Не могли бы вы рассказать о широте проектов, которые вы хотели бы финансировать, и является ли это ускорением ваших предыдущих планов или это соответствует тому, что вы думали ранее?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЭто более или менее соответствует. То, что мы планируем сделать в 2014 году, это расширение поставок Model S по всему миру, особенно в Азию, а затем более широко в Европу, а также в другие части мира. Так что это своего рода международная экспансия и расширение объемов производства Model S, а затем разработка Model X. Это просто доработка всего этого, приведение ее в порядок и создание действительно высокообъемной производственной линии, своего рода производственной линии следующего поколения для S и X. В следующем году мы также будем заниматься разработкой дизайна, стиля, поскольку у нас есть деко третьего поколения, поскольку то, что мы сделали со стилем Model X, по сути, тонкие мазки в ближайшие несколько месяцев. Так что в следующем году мы действительно займемся завершением линии автомобилей третьего поколения. Но затем нам потребуется некоторое время, чтобы нарастить мощности для этого автомобиля третьего поколения, и мы будем, так сказать, продавать емкость аккумуляторных батарей, возможно, потому что в конечном итоге, когда вы производите 500 000 автомобилей с нового завода, нам потребуется соответствующая емкость, которая, возможно, будет больше всего мирового производства литий-ионных аккумуляторов сегодня, или, по крайней мере, сопоставима с ним.
Крейг Ирвин – Wedbush SecuritiesЭто одно. И тогда мой последний вопрос, если я смогу его задать. Соглашение с Panasonic. 1,8 миллиарда ячеек за четыре года. По моим приблизительным подсчетам, если мы видим Model S на 85 киловатт-часов, вероятно, один из самых больших аккумуляторов, которые вы произведете в ближайшие несколько лет, около 30 000 автомобилей, было много публикаций в прессе о ваших обсуждениях и квалификации Samsung, я предполагаю, что есть дополнительный спрос сверх этого, который вы предвидите. Можете ли вы представить нам, как вы потенциально видите развитие и как вы будете смотреть на согласование этих соглашений о поставках?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииКонечно, люди не должны смотреть на X количество продаж в течение четырех лет и предполагать, что это количество автомобилей, которое мы будем производить. Я думаю, что ближе к концу этого периода мы будем производить гораздо больше автомобилей, и поэтому должны быть заключены другие соглашения с некоторыми комбинациями Panasonic, возможно, с другими. Panasonic также является нашим основным партнером, но когда дело доходит до высокообъемного автомобиля третьего поколения, ясно, что потребуется создание дополнительных производственных мощностей на существующем предприятии, поэтому мы находимся в процессе выяснения этого, и потребуется построить своего рода гигафабрику.
Крейг Ирвин – Wedbush SecuritiesФантастика. Спасибо еще раз за то, что ответили на мои вопросы.
Оператор
Хорошо. Спасибо, и мы примем наш следующий вопрос от Дэна Галвса из Deutsche Bank. Дэн, пожалуйста, продолжайте.
Дэн Галвс – Deutsche BankДобрый день. Спасибо, что ответили на мой вопрос. Я хотел спросить о текущем уровне спроса. Мы видели, что время от заказа до доставки увеличилось за последние несколько месяцев, депозит клиента, счет вырос довольно значительно в 3 квартале, и вы можете подтвердить, что вы наблюдаете увеличение спроса. Можете ли вы как-то количественно оценить, сколько заказов вы получили в 3 квартале по сравнению со 2 кварталом, или просто в каком-то другом порядке — увеличивается ли спрос в США? Каково положение Европы по сравнению с тем, где мы были, скажем, в тот же период во время процесса запуска в США?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииСпрос в США на обычные автомобили продолжает расти. Мы фактически должны были ограничить североамериканский спрос, чтобы удовлетворить Европу, так что если бы у нас были европейские клиенты, они ждали долго, поэтому нам пришлось ограничить поставки в Северную Америку, чтобы доставить людям их автомобили. В некоторых случаях они ждали два или три года.
Я думаю, мы могли бы поддерживать 20 000 автомобилей в год в Северной Америке, и, возможно, больше, но для нас не имеет смысла пытаться увеличить спрос, если мы не можем удовлетворить этот спрос. В основном мы довольны, так что в Европе мы все еще на ранней стадии. Я имею в виду, мы в Европе примерно там, где мы были в США, скажем, в январе или феврале этого года, так что европейский спрос — спрос составляет порядка, может быть, 10 000 единиц в год, но опять же, для нас не имеет смысла пытаться повысить этот спрос, если мы не можем его удовлетворить.
Мы хотим убедиться, что закладываем основу для будущего роста спроса, и я думаю, что спрос в Большой Европе может быть сопоставим со спросом в Северной Америке, и это кажется мне вполне достижимым.
Дэн Галвс – Deutsche BankХорошо. Отлично. Я просто хотел спросить о росте производства. Я имею в виду, вы сказали, что, скажем так, мощность ячеек или ячейки являются главным ограничением. Прямо сейчас вы, кажется, решаете эту проблему. Как, по вашему мнению, будет выглядеть производство в неделю в течение следующих нескольких кварталов? Также, я бы ожидал, что вы будете продолжать поставлять значительно меньше, чем производите — поскольку у вас будет все больше и больше автомобилей на кораблях в конце квартала по сравнению с предыдущим кварталом. Это так?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииДа. Я имею в виду, по мере увеличения наших поставок в Европу и неизбежно большего количества запасов в пути. Затем, когда мы начнем осваивать Азию, но — больше в пути, вероятно, более 60% наших продаж будет идти за пределы США в Европу и Азию, а также по всему миру, я имею в виду, я думаю, в страны Персидского залива, Южную Африку, Южную Америку и так далее со временем.
Мы можем ожидать, что большинство наших запасов будет в пути или на поездах, как я думаю, со временем, и пока это не будет проблемой капитала, я думаю, это, вероятно, не будет проблемой капитала, потому что мы можем получить финансирование по очень низкой ставке для запасов в пути для клиентов. Нет никаких сомнений, в отличие от многих других продуктов, эти автомобили идут к клиентам, к людям, которые фактически купили автомобиль. Это не спекулятивно, хотят ли они на самом деле автомобиль. Мы отправляем им их автомобиль.
Дэн Галвс – Deutsche Bank SecuritiesПонял, и еще один быстрый вопрос. Я имею в виду, мы сегодня слышали, что город Пекин объявил, что он еще больше ограничит выдачу номерных знаков, но в то же время он зарезервирует около 15% номерных знаков, которые он выдаст в следующем году, 20 000 единиц, для электромобилей и подзаряжаемых гибридов, и этот процент увеличится примерно до 60 000 автомобилей к 2017 году, зарезервированных для электромобилей. Знаете ли вы, будут ли импортируемые Tesla квалифицироваться для этого? И каковы ваши следующие шаги по началу поставок в Китай?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииДа, я считаю, что мы бы квалифицировались, мы предполагаем R и EV, и ZEV. Так что я подозреваю, что мы бы квалифицировались. У нас есть наш пекинский салон, который мы открыли в тестовом режиме, а затем начнем поставлять автомобили в первом квартале, мы нацеливаемся на февраль, но это может быть март, но мы нацеливаемся на февраль. Мы прошли все китайские требования к омологации.
Дипак Ахуджа – Финансовый директорЭто верно. Омологация позади нас, что замечательно.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииДа. Так что у нас есть все потенциальные разрешения от китайских регулирующих органов на отгрузку автомобиля, и мы ожидаем, что, вероятно, отправим наши первые автомобили в январе, и они прибудут в феврале, если все пойдет по плану. Мы по-прежнему будем несколько ограничены производством. Для нас не имеет смысла расширять сферу действия наших торговых территорий, если мы ограничены производством, что просто усиливает набор пограничных условий, с которыми нам приходится иметь дело, но мы хотим доставить несколько автомобилей в Китай в первом квартале и заложить основу в плане сервисных центров, суперчарджеров и так далее для, надеюсь, значительного роста в Китае во второй половине года.
Дипак Ахуджа – Финансовый директорИ несмотря на мягкое первоначальное открытие, мы наблюдаем довольно хороший первоначальный спрос в Китае на рынке.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииМы даже не пытаемся. Мы мягко, как мы должны сказать мягко, что это действительно означает мягко. Мы ничего не делаем. Это, возможно, «сарафанное радио», но не более того. Так что, да. Похоже, там все будет довольно хорошо, я думаю.
Дэн Галвс – Deutsche Bank SecuritiesДа, большое спасибо. Я ценю это.
Оператор
Хорошо. Спасибо, и мы примем наш следующий вопрос от Андреа Джеймса из Dougherty & Company. Итак, Андреа, пожалуйста, продолжайте.
Андреа Джеймс – Dougherty & CompanyПривет, спасибо, что ответили на мои вопросы. Возвращаясь снова к проблеме поставок ячеек, и у вас есть отличный послужной список по инсорсингу и созданию собственной ERP-системы и тому подобного, и я полагаю, можем ли мы предположить, что вы по крайней мере рассматривали возможность строительства собственного завода по производству аккумуляторных ячеек? Я просто хотел узнать ваше мнение на этот счет.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииМы еще не готовы сделать крупное объявление о гигафабрике ячеек и аккумуляторов, но мы сейчас изучаем множество таких вариантов, и если бы я должен был угадать. Я думаю, что мы построили бы эту гигафабрику с поставками сырья вплоть до готовых батарей с партнерами, и это, вероятно, мой лучший прогноз, и эта фабрика, скорее всего, будет в Северной Америке, но мы изучаем и другие варианты.
Андреа Джеймс – Dougherty & CompanyЧто ж, спасибо за это. А каков ее рейтинг? Я полагаю, если вы посмотрите на строительство более массового автомобиля, проблема ячеек, вероятно, будет одной из многих. Каково ее место? Она находится в середине всех проблем, которые вы бы рассмотрели, или она близка к вершине?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииПроизводство ячеек — это самое главное ограничение, но я имею в виду, что есть, безусловно, много других, на которые стоит обратить внимание, но я думаю, если вы посмотрите, скажем, на критически важный фактор, то это производство ячеек, и я думаю, мы можем гарантировать, что все остальное не будет медленнее, чем рост производства ячеек.
Андреа Джеймс – Dougherty & CompanyСпасибо. Тогда последний вопрос. Сырье, правильно ли предположить, что это не проблема поставок сырья?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииСырье не является проблемой. Это верно. Я бы не беспокоился, скажем, о поставках лития, или есть много лития, и основные составляющие в ячейке на самом деле, по весу, это никель и кобальт, алюминий, затем литий. Литий составляет около 1% от ячейки. Может быть, 2%.
Андреа Джеймс – Dougherty & CompanyОчень интересно. Большое спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииДве трети патента, одну треть патента, я бы сказал.
Оператор
Хорошо. Спасибо. Наш следующий вопрос от Элейн Квай из Jefferies. Элейн, пожалуйста, продолжайте.
Элейн Квай – JefferiesВсем привет. Спасибо, что ответили на вопрос. Быстро вернувшись к новому соглашению о поставках с Panasonic, требует ли оно нового завода или линий с их стороны, или значительная часть уже покрывается их существующими мощностями. Другими словами, как мы должны думать о том, что должно произойти с их стороны, чтобы выполнить обязательства по поставкам?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЯ думаю, что что касается следующего года, то у них есть покрытие, и мы тесно сотрудничали с ними, и мы провели много времени, изучая аккумуляторы Panasonic. Как я уже сказал, мы очень уверены, что Panasonic сможет выполнить свои обязательства.
Элейн Квай – JefferiesХорошо. Отлично. В письме для акционеров упоминается, что вы ускорили разработку X. Означает ли это, что запуск может быть не так поздно в 2014 году, и если вы начинаете проектирование третьего поколения в следующем году, мы по-прежнему смотрим на этот 2017 год для производства?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЯ думаю, что для X мы нацеливаемся на несколько единиц в конце следующего года, но массовое производство — это, вероятно, второй квартал 2015 года, так что массовое производство означает объемы, сопоставимые с Model S в то время.
Дипак Ахуджа – Финансовый директорЭто нормальный темп производства, поскольку мы поддерживаем очень высокий уровень производства Model S на заводе, так что это очень большие цифры на тот момент.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииДа, именно так.
Элейн Квай – JefferiesХорошо. Это очень полезно. Наконец, в письме вы также упомянули, что начнете производственную поддержку для запуска Daimler в 2014 году. Не могли бы вы напомнить нам, какие автомобили вы будете поддерживать, и рассматриваются ли какие-либо новые?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииОсновным является класс B, который станет крупнейшей программой электромобилей в истории Daimler, и это будет автомобиль. Я думаю, это будет самый привлекательный четырехколесный электромобиль на рынке.
Элейн Квай – JefferiesОтлично. Большое спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЕсть – за пределами этого.
Элейн Квай – JefferiesХорошо. Спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукцииЯ имею в виду, особенно когда вы смотрите на выручку, которая помогает ограничить поставки. Для нас не имеет смысла искать новые способы использования ячеек.
Элейн Квай – JefferiesХорошо. Это имеет большой смысл. Спасибо.
Оператор
Хорошо. Спасибо, и мы примем наш следующий вопрос от Бена Калло из Robert W. Baird. Бен, пожалуйста, продолжайте.
Бен Калло – Robert W. Baird. Здравствуйте. Спасибо, что уделили мне время. Хороший квартал. Как вы думаете, чему вы научились, занимаясь логистикой и доставкой в Европу, а затем, глядя вперед на следующий год? Существует ли риск, связанный с этим, или вы уже разобрались с этим, учитывая, что вы отправляете продукцию на другой континент и доставляете ее туда?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Думаю, с Европой мы в основном разобрались. Изначально было немало проблем с доставкой, потому что мы отправляем частично собранные автомобили на наш сборочный завод в Нидерландах. Затем они могут собрать их там. Мы фактически увеличиваем наши инвестиции в наш завод в Тилбурге, Нидерланды, добавляя все больше и больше возможностей и делая весь этот процесс намного эффективнее. Помимо множества проблем с доставкой в различные страны, существуют также проблемы с электрической системой.
Таким образом, это просто природа электросети, что почти каждая страна имеет свои нюансы, которые вы ощущаете как потребитель, когда сталкиваетесь с этим множеством вилок. Мы испытываем то же самое с электромобилями, и, например, Норвегия — наша самая высокая продажа на душу населения, но одна из проблем там заключается в том, что у них плавающая энергосистема. Так что у них довольно уникальная электрическая система. Поэтому требуется некоторое усилие, чтобы убедиться, что мы можем правильно заряжаться в Норвегии.
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. И в целом, мы доставили ноль автомобилей в Европу во втором квартале, а в третьем квартале мы доставили более 1000 автомобилей, причем первые автомобили были доставлены в начале августа. Таким образом, всего за два месяца мы смогли доставить более 1000 автомобилей, что было значительным достижением для компании, несмотря на логистику, упомянутую Илоном, несколько стран, а также различную электрическую инфраструктуру.
Бен Калло – Robert W. Baird. Да, я согласен. Я слышал, что некоторые клиенты в разных частях Европы дольше ждали доставки, и ходят слухи, что доставка опережает пересмотр налогов. Как вы справляетесь с такими ситуациями и обеспечиваете удовлетворенность клиентов?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Это непросто. В некоторых странах есть налоговые льготы, срок действия которых должен был истечь или, как мы думали, мог истечь, поскольку они еще не были продлены, как это было в Нидерландах. Поэтому, очевидно, если есть опасность того, что какая-либо налоговая льгота не будет продлена, я думаю, правильно будет ускорить доставку в эту страну, что мы и сделали с Нидерландами. Затем они продлили налоговую льготу, так что это оказалось ложной тревогой, но балансируя, что правильно делать, казалось правильным попытаться ускорить доставку в Нидерланды, чтобы люди могли воспользоваться налоговой льготой. Теперь мы больше находимся в обычном режиме доставки.
Бен Калло – Robert W. Baird. Отлично. Мой последний вопрос: думая о мощности аккумуляторов для Gen 3, какой временной интервал, если мы будем строить завод для ячеек в Северной Америке, вам понадобится, и насколько сложен процесс получения разрешений? И я вернусь в очередь. И большое спасибо.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Что ж, как я уже сказал, сейчас не время подробно говорить о наших планах относительно такого гига-завода, кроме того, что, очевидно, мы признаем тот факт, что его необходимо построить, и мы рассматриваем различные места. Я не думаю, что получение разрешений будет здесь определяющим фактором. Это будет очень экологичный завод. Будет использоваться много солнечной энергии. Он будет иметь практически нулевые выбросы, и с этого завода не будет выходить никаких токсичных элементов, и мы интегрируем возможность переработки непосредственно в завод. Так что старые аккумуляторы будут поступать с одной стороны и перерабатываться в новые. Так что можно думать об этом как о заводе, который производит машины для машин, и у него самого есть версия, как и у продукта. Это похоже на версию завода. Поэтому мы пытаемся выяснить, какой будет правильный способ создать первую версию этого гига-завода, и мы хотим подойти к этому обдуманно, и это будет действительно гигантское предприятие, например, мы делаем что-то сопоставимое со всем мировым производством литий-ионных аккумуляторов на одном заводе.
Бен Калло – Robert W. Baird. Отлично. Спасибо.
Operator
Хорошо. Спасибо, и наш следующий вопрос от Адама Джонаса из Morgan Stanley. Адам, пожалуйста.
Адам Джонас – Morgan Stanley. Спасибо всем. Я не знаю, это вопрос к Илону или к Дипаку, но мне было интересно, получает ли третий квартал, или даже ваш прогноз на четвертый квартал, выгоду от каких-либо корректировок от поставщиков, которые, возможно, недооценивали ваше производство, которое они не ожидали от вас, а вы смогли выполнить, и мы слышали, что могут быть какие-то корректировки. Мне интересно, можете ли вы прокомментировать это?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Нет, Адам. Такой удачи не было. Опять же, никаких разовых выгод от поставщиков, которые были бы зафиксированы. Так что это чистый квартал.
Адам Джонас – Morgan Stanley. Хорошо. Это хорошо. Не могли бы вы прокомментировать время ожидания автомобиля, заказанного сегодня в Европе, в среднем? Я знаю, что оно может сильно различаться в зависимости от страны, но, возможно, вы могли бы привести примеры заказа, сделанного завтра утром, например, сколько человеку придется ждать автомобиль, а также для Китая, материкового?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Верно. Ну, имейте в виду, что с момента производства автомобиля в Калифорнии до момента, когда он попадает в руки покупателей, проходит около шести-семи недель, потому что мы производим собранный комплект автомобиля, который затем транспортируется в Нидерланды, собирается, а затем автомобиль проходит окончательную проверку, после чего назначается дата доставки клиенту. Итак, все это, скажем, занимает шесть-семь недель. Затем есть небольшая очередь. Так что, я думаю, это порядка трех-четырех месяцев. (Неразборчиво) три-четыре месяца, потому что к этому добавляется пара месяцев времени выполнения.
Адам Джонас – Morgan Stanley. А затем для Китая и Бразилии, добавим тогда просто для вашей прямой трансляции для пекинского дилера, например, как у вас было несколько месяцев сверх этого, или это Китай?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Если вы закажете автомобиль для доставки в Китай прямо сейчас, вы, вероятно, получите его в середине или конце второго квартала. Я бы определенно рекомендовал всем в Китае, кто хочет заказать автомобиль, сделать заказ как можно скорее, потому что, похоже, время ожидания может расти. Другими словами, чем дольше вы ждете, тем дольше вам придется ждать. По крайней мере, так выглядит.
Адам Джонас – Morgan Stanley. Понял. Илон, напоследок, есть ли какая-либо информация о том, когда вы собираетесь отправиться в это автопутешествие через всю страну с семьей. Всем интересно посмотреть, как это пройдет, или вы уже сделали это, и мы просто еще не видели записи?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Нет. Вы бы увидели. Я изучал расписания детей и все остальное, похоже, мы можем совершить эту поездку во время весенних каникул вместо рождественских праздников, потому что будет очень снежно, да.
Адам Джонас – Morgan Stanley. Вы не хотите, чтобы ваши дети были в машине там.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Да. Я имею в виду, просто проезжать через страну, когда это самый короткий день в году, и большую часть времени темно, вероятно, не лучший способ. Я хочу быть уверен, что им понравится поездка. Так что, я думаю, я, вероятно, сделаю это в конце марта.
Адам Джонас – Morgan Stanley. Моя машина построена как танк. Похоже, она хорошо проходит через эти мексиканские бетонные стены. Так что качество сборки очень высокое. Большое спасибо всем.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Пожалуйста. Да, на самом деле прорыв в этом даже безумнее, но машина на самом деле отделила что-то вроде 17 футов бордюрной стены, затем прошла через бетонную стену, (Неразборчиво) за стеной, затем врезалась в дерево. Это просто чертовски удивительно.
Operator
Хорошо. Спасибо. Наш следующий вопрос от Джона Ловалло из Bank of America. Пожалуйста, задавайте ваш вопрос.
Джон Ловалло – Bank of America. Спасибо, что приняли звонок. Я думаю, первый вопрос будет о том, что во втором квартале объемы в Северной Америке выросли примерно на 250 единиц последовательно. В третьем квартале они снизились на 650 единиц последовательно, и я знаю, что вы говорили об ограничениях поставок, но вопрос в том, считаете ли вы, что мы можем достичь точки, когда, возможно, ранние последователи уже получили свои заказы, и спрос, возможно, выравнивается?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Нет. Я думаю, что в Северной Америке существует огромный объем неудовлетворенного спроса.
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. Мы наблюдали довольно значительный рост числа резервирований в 3 квартале в Северной Америке по сравнению со 2 кварталом. Тот факт, что мы доставили меньше автомобилей, не является показателем спроса. Это просто вопрос того, как мы распределили наше производство между Европой и Северной Америкой, поэтому мы не хотим создавать никакого неправильного представления о том, как происходило производство по сравнению со спросом.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Да, но мы сказали, что произвели [ограниченное] количество автомобилей, и в какой-то момент мы должны начать поставки автомобилей в Европу.
Джон Ловалло – Bank of America. Это полезно, ребята. Спасибо. А затем, глядя на свободный денежный поток, похоже, вы получили около 26 миллионов долларов в квартале, что воодушевляет. Теперь вы прогнозируете примерно плоский свободный денежный поток в четвертом квартале. Итак, похоже, что вы сожжете около 50 миллионов долларов в этом году, и, я полагаю, ожидания будут заключаться в том, что капитальные затраты будут продолжать расти, я имею в виду, учитывая капиталоемкость этого бизнеса. Так как нам следует думать о свободном денежном потоке, возможно, в следующем году, а затем, возможно, и дальше, просто на высоком уровне?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Хотите что-нибудь сказать?
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. Мы предпочитаем предоставить руководство на 2014 год более подробно на следующем звонке, но, конечно, наша цель — генерировать значительные суммы наличных от нашей деятельности и компенсировать как можно больше, если не все, наши капитальные затраты в будущем. Это также в некоторой степени зависит от того, насколько мы ускорим разработку новых продуктов и насколько мы продолжим расти глобально в 2014 году, и у нас есть большие амбиции в этом отношении. Поэтому, я думаю, лучше всего будет подождать и предоставить вам более подробное представление об этом в следующем квартале.
Джон Ловалло – Bank of America. Это справедливо. Извините, продолжайте, Илон.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Да, общий курс, который мы пытаемся придерживаться, — это постоянное скромное улучшение наших доступных денежных средств при очень быстром процентном росте бизнеса по сравнению с остальной отраслью. Я имею в виду, что это очень высокие процентные темпы роста по сравнению с тем, что обычно в автомобильном бизнесе. Так что, если мы сможем, мы сможем фактически генерировать немного положительного денежного потока, поддерживая при этом постоянный очень высокий процентный рост, это кажется довольно хорошим результатом.
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. И именно так мы смотрим на результаты 3 квартала, учитывая, сколько мы инвестировали глобально в нашу инфраструктуру и наш рост, и мы все еще генерировали положительный денежный поток. Это отличный результат для квартала.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Да, именно так. Только по одному суперзарядчику мы стремились охватить практически всю Северную Америку к концу следующего года. Так что не по разным случаям. Будут какие-то участки, где некоторые люди будут путешествовать, возможно, два или трижды покрыты суперзарядчиками, и мы ожидаем, что сможем путешествовать в любую точку Европы или, по крайней мере, в Западную Европу, и, возможно, через Восточную Европу к концу следующего года. Так что, несмотря на все это, увеличение объемов производства, разработку Model X, несмотря на все это, я думаю, мы все еще можем иметь положительный денежный поток.
Джон Ловалло – Bank of America. Это очень полезно, ребята. Если я могу, еще один вопрос. Не могли бы вы просто рассказать нам, каков был фактический эффект от кредитов GHG и CAFÉ в квартале, их влияние на валовую прибыль?
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. Это было очень незначительно. Этот эффект продолжает снижаться каждый квартал, Джон, и он составлял чуть более 1%.
Джон Ловалло – Bank of America. 1%, хорошо. Спасибо, ребята.
Operator
Спасибо, и наш следующий вопрос от Колина Раша из Northland Capital. Колин, пожалуйста.
Колин Раш – Northland Capital. Большое спасибо. Не могли бы вы рассказать об улучшении времени цикла и устранении сверхурочной работы в квартале для вашего производственного темпа?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Я думаю, в целом наша производственная эффективность продолжает расти. Поэтому, в результате, мы используем меньше сверхурочной работы, и наша стоимость на автомобиль продолжает снижаться.
Дипак Ахуджа – Финансовый директор. Да, я имею в виду, я думаю, что есть возможности для улучшения стоимости рабочей силы на автомобиль, и у нас есть ряд инициатив, направленных на снижение стоимости рабочей силы на автомобиль, что мы должны сделать, иначе мы просто не сможем вместить достаточно людей на заводе. Так что мы продолжим увеличивать численность персонала, но наш персонал на автомобиль должен стать намного лучше в последующих кварталах.
Колин Раш – Northland Capital. Хорошо, и затем, продолжайте. Я могу связаться позже по другим вопросам. А затем о развитии отношений с вашими поставщиками аккумуляторов. Не могли бы вы рассказать, насколько они вносят вклад в интеллектуальную собственность и развитие конструкций ячеек и интеграцию новых материалов, и приходится ли вам вносить больший вклад там, чем вы думали, когда начали работать с этими людьми несколько лет назад?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Ну, мы вносим значительный вклад в оптимизацию ячейки для автомобильных целей. Во многих отношениях ячейка по-прежнему выглядит одинаково снаружи, поскольку это примерно та же ячейка диаметром 18 миллиметров и длиной 65 миллиметров, ну, это требует небольших изменений, таких как 18,3 или 18,4 миллиметра, но внутренние части ячейки довольно сильно развиваются, и мы стараемся быть максимально полезными в работе с нашими партнерами, действительно, с нашим основным партнером Panasonic. Я думаю, Panasonic отлично справляется и имеет очень интересные разработки в конвейере для будущих улучшений химии ячеек, и мы хотим реализовать их вместе с ними как можно скорее.
Колин Раш – Northland Capital. Просто один дополнительный вопрос. Не могли бы вы прокомментировать время цикла для некоторых из этих улучшений? Я имею в виду, говорим ли мы о вещах, которые разрабатывались пару лет, просто для производства автомобилей, или вы можете что-то быстро внедрить?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Наша внутренняя цель — достигать значительного скачка в технологиях аккумуляторных ячеек примерно каждые четыре года, поэтому мы начали производство полтора года назад, так что можно ожидать, что примерно через два года произойдут существенные изменения. До этого будут небольшие изменения, но, вероятно, более значительный скачок в течение двух-трех лет. Я думаю, что ключевым моментом является внедрение этого скачка для автомобиля третьего поколения. Конечно, это принесет пользу и Model S, и премиальной линейке автомобилей.
Джефф Эвансон – Инвесторские отношения. Хорошо, Джон, у нас, вероятно, есть время для одного последнего вопроса. Мы немного выйдем за рамки, но просто постараемся уложиться еще в один, пожалуйста?
Operator
Хорошо, дамы и господа, наша конференция завершена. Вы можете отключиться и хорошего дня.
Патрик Арчамбо – Goldman Sachs. Хорошо, спасибо, что втиснули меня сюда. Я хотел бы фактически продолжить последний вопрос. Если я правильно помню, как часть обоснования использования 18650 заключалась в использовании масштаба, который уже существовал, когда вы говорите о строительстве нового завода самостоятельно, вы привносите свой собственный масштаб. Это, вероятно, открывает много вариантов, поэтому, когда мы думаем о аккумуляторных технологиях для третьего поколения, не могли бы вы отказаться от этой архитектуры 18650, и это что-то, что, возможно, немного более компактное и простое, это будет мой первый вопрос.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Я думаю, вы спрашиваете, будет ли это диаметром 18 миллиметров и длиной 65 миллиметров, что оказалось идеальным размером ячейки. Тем не менее, если это плоская оптимизация, нет причин отказываться от этого форм-фактора, поэтому мы все еще изучаем это, мы не на 100% уверены в одном или другом.
Однако я думаю, что мы не сильно отклонимся от этого размера. Мы либо останемся при этом размере, либо у нас будет что-то не намного больше. Это своего рода заблуждение, что большая ячейка дешевле. Она не дешевле. По нашему опыту, мы еще не сталкивались с ситуацией, когда крупноформатные ячейки были бы дешевле по стоимости за киловатт-час.
Патрик Арчамбо – Goldman Sachs. Понял. Если можно, еще один вопрос о том, как вы собираетесь конфигурировать свое производство к концу этого года? Есть ли у вашей текущей линии гибкость или будет ли она иметь гибкость для производства Model S и X на одной и той же линии, или вам придется строить параллельную?
В конечном итоге, я думаю, что первоначальные ожидания, которые вы озвучили, составляли 40-50 тысяч единиц мирового спроса на S. Очевидно, что при нынешней конфигурации это, вероятно, будет так, но интересно, когда будет задействована дополнительная мощность и как она может быть сконфигурирована?
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. У нас есть план действий на этот счет, потому что, очевидно, если мы будем выпускать 40 или 50 тысяч Model S, а Model X будет иметь сопоставимый спрос, и мы будем производить около 100 000 единиц, то, очевидно, наша текущая производственная линия не справится. Так что нам понадобится что-то еще, и мы рассматриваем возможность переконфигурации части завода, возможно, использования одной из движущихся производственных линий, которая все еще существует с прежних времен, но я довольно уверен. Я имею в виду, что производство автомобиля не будет ограничено. Это не ограничивающий фактор. Нет сомнений, что у нас есть своего рода огромные капитальные вложения, обучение, которое потребуется, но я думаю, что мы понимаем, как этого добиться.
Патрик Арчамбо – Goldman Sachs. Хорошо, превосходно. Что ж, спасибо, что ответили на мои вопросы.
Илон Маск – Председатель совета директоров, главный исполнительный директор, архитектор продукта. Хорошо, пожалуйста.
Джефф Эвансон – Инвесторские отношения. Хорошо, спасибо большое всем, кто присоединился к нам сегодня днем. Мы с нетерпением ждем встречи со многими из вас завтра на Промышленной конференции R.W. Baird в Чикаго или на следующей неделе на Автоконференции Barclays в Нью-Йорке. Хорошего дня.
Operator
Хорошо, дамы и господа, наша конференция завершена. Вы можете отключиться и хорошего дня.
Copyright policy: Все стенограммы на этом сайте являются собственностью Seeking Alpha. Однако мы рассматриваем их как важный ресурс для блогеров и журналистов и рады внести свой вклад в демократизацию финансовой информации в Интернете. (До сих пор инвесторам приходилось платить тысячи долларов за подписку на стенограммы.) Поэтому наша политика воспроизведения следующая: Вы можете цитировать до 400 слов из любой стенограммы при условии, что вы указываете источник стенограммы — Seeking Alpha — и либо ссылаетесь на исходную стенограмму, либо на www.SeekingAlpha.com. Все остальное использование запрещено.
ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕКСТОВЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОНФЕРЕНЦИИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЛИ ДРУГОГО АУДИОПРЕДСТАВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОМПАНИИ, И, ХОТЯ ПРИЛАГАЮТСЯ УСИЛИЯ ДЛЯ ТОЧНОГО ТРАНСКРИБИРОВАНИЯ, МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ОШИБКИ, ПРОПУСКИ ИЛИ НЕТОЧНОСТИ В ОТЧЕТНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ АУДИОПРЕДСТАВЛЕНИЙ. SEEKING ALPHA НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЮБЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИЛИ ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ НА ЭТОМ ВЕБ-САЙТЕ ИЛИ В ЛЮБОЙ СТЕНОГРАММЕ. ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОЗНАКОМИТЬСЯ С СООТВЕТСТВУЮЩИМ АУДИОПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОМПАНИИ И ДОКУМЕНТАМИ SEC, ПОДАННЫМИ КОМПАНИЕЙ, ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ ЛЮБЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИЛИ ДРУГИХ РЕШЕНИЙ.
Если у вас есть дополнительные вопросы о наших онлайн-транскрипциях, свяжитесь с нами по адресу: transcripts@seekingalpha.com. Спасибо