Стоит ли нам всем перенимать японскую модель кей-каров – маленькие, дешевые, но не совсем безопасные?

Новое поколение электромобилей черпает вдохновение в японских кей-карах – крошечных кубиках на колесах, которые разрешены для движения по автомагистралям, но вряд ли соответствуют стандартам безопасности США или ЕС. Но что, если бы мы ослабили эти стандарты, чтобы снизить цены и сделать электромобили доступными для людей, которые не готовы потратить 30 тысяч долларов и более на автомобиль? По крайней мере, это одна из идей, которую выдвинул глава французского автопроизводителя Renault Лука де Мео.

Недавно де Мео, который также возглавляет ACEA, Ассоциацию европейских производителей автомобилей, выступил на пресс-конференции, чтобы высказаться против нестабильности европейского законодательства в отношении их отрасли. Он заявил, что к 2030 году ежегодно вступает в силу восемь или девять европейских норм, причем некоторые из них противоречивы. Невероятное количество времени, энергии и денег уходит на соответствие требованиям, при этом, по словам де Мео, 20% инженеров компании «почти полностью» занимаются обеспечением соответствия продуктов, разработанных внутри компании, стандартам. Эти стандарты охватывают все: от безопасности до уровня загрязнения, видимости и информационно-развлекательных систем, среди прочего.

По сути, он утверждает, что Европе нужна менее изменчивая и напряженная нормативная база, чтобы сохранить равные условия для европейских автопроизводителей, чтобы они оставались в игре и выпускали более дешевые автомобили. Если Европа упростит правила, потребители смогут добиться снижения цен на автомобили на 40% к 2027-2028 годам, утверждает он.

Это очень заманчивое предложение, особенно если учесть его идею создания совершенно новой категории, эквивалентной кей-карам в Европе (мы включим сюда США в качестве мысленного эксперимента) – как и в Японии, эти автомобили также будут иметь ограничения по размеру, весу и мощности, в обмен на менее строгие требования безопасности, пользуясь при этом налоговыми льготами. Представьте себе крошечный автомобиль с крошечной батареей по цене всего 10 000 долларов – по размеру он не совсем Citroën Ami, но и не Tesla Model 3.

Де Мео официально заявил, что черпал вдохновение в кей-карах для нового поколения электромобилей, которые выйдут из Ampere, электрического подразделения Renault, особенно для нового электрического Twingo. Хотя новый Twingo и вдохновлен хэтчбеком первого поколения 90-х годов, он перенял некоторые аспекты кей-каров, такие как слегка кубическая форма, максимально увеличивающая пространство в салоне при уменьшенных габаритах, и пять дверей. Renault еще не опубликовала никаких технических характеристик автомобиля, но обещает эффективность до 6,2 мили на кВт⋅ч и цену менее 20 000 евро, или около 22 000 долларов. Но все же, новый Twingo должен соответствовать европейским стандартам, особенно в плане краш-тестов (и цена может немного вырасти до его появления). Это главная причина, по которой мы не видим японские модели за пределами Японии, такие как их самый продаваемый электромобиль класса кей-кар, Sakura.

Мнение Electrek

Есть множество причин, почему это имеет смысл – просто с практической точки зрения, иметь лучший доступ к дешевым, легким автомобилям, которыми легко управлять и парковать. Люди хотят маленькие, легкие автомобили для коротких поездок на работу или вождения по городу, а легкие электромобили также снизят нагрузку на дороги. И если вы беспокоитесь о тесноте, они спроектированы так, чтобы максимально использовать пространство салона, поэтому коробчатая рама обеспечивает достаточно места для ног и головы, чтобы вы чувствовали себя комфортно, по крайней мере, некоторое время.

Конечно, если мысль о том, чтобы находиться за рулем кей-кара, разрешенного на автомагистралях, на шестиполосном шоссе с несущимися на вас внедорожниками и грузовиками, кажется вам ужасающей, я согласен. Здесь играют роль законы физики – большие, тяжелые автомобили с длинными капотами и большими зонами деформации имеют преимущество. Но очевидно, что тенденция движется в неправильном направлении, и нам нужно больше маленьких автомобилей на дорогах, а не двухтонные мастодонты, которые продаются сейчас. Маленькие, дешевые электромобили заполняют огромную пустоту на рынке. И, конечно, мы не говорим о радикальном снижении правил безопасности – я достаточно взрослый, чтобы помнить, как ездил на Yugo, самом небезопасном автомобиле в мире, и это был ужасающий опыт, потому что это была настоящая жестяная банка. Небезопасные, дешевые автомобили, продаваемые людям, которые не могут позволить себе все системы безопасности, — это удручает, и видеть снижение безопасности ради экономии затрат — это сложная долгосрочная перспектива. Речь идет скорее о поиске некоего среднего пути. Если бы мы смогли сделать это правильно, это могло бы стать отличным шагом.