Падающие продажи моторного топлива в Норвегии показывают спираль смерти, которая может положить конец нефти

Общеизвестно, что Норвегия — это страна электромобилей, и страна продолжает бить рекорды продаж электромобилей, практически не продавая новых автомобилей с ископаемым топливом. Но что действительно важно, так это эффект, который эти электромобили оказывают на продажи нефти, которые в результате резко падают в стране — и то же самое может произойти и в других местах.

Статистическое агентство Норвегии SSB опубликовало последние данные о продажах моторного топлива, показав сокрушительное падение на 9% продаж моторного топлива в годовом исчислении за сентябрь.

Это результат мировых лидеров Норвегии по продажам электромобилей: более 90% новых автомобилей в стране имеют какой-либо вид подключения, а практически нет автомобилей без какой-либо электрификации. Страна превзошла свои собственные высокие ожидания, практически прекратив продажи автомобилей с ископаемым топливом на несколько лет раньше срока.

Однако на дорогах все еще есть автомобили с ископаемым топливом предыдущих лет, которые продолжают загрязнять окружающую среду и использовать ископаемое топливо на протяжении всего их жизненного цикла. Но по мере их старения и замены почти исключительно электромобилями автомобильный парк переходит от ископаемого топлива к электричеству. Если для вывода автомобильного парка из эксплуатации потребуется 10-15 лет, то это означает, что Норвегия будет ежегодно выводить с дорог примерно 6-10% автомобилей с ископаемым топливом, заменять их электромобилями и, таким образом, ежегодно сокращать потребление моторного топлива на аналогичную величину.

Реклама — прокрутите дальше, чтобы увидеть больше контента

Но эта тенденция не нова. Хотя это большое падение на 9% является лишь одномесячным срезом, продажи бензина/газолина в стране снижаются уже около двух десятилетий, поскольку в середине 2000-х годов дизельное топливо начало вытеснять бензин. Но дизельное топливо также снижается на протяжении большей части десятилетия, поскольку электричество вытеснило его в качестве моторного топлива.

Статистика от отличного трекера статистики электромобилей Норвегии Робби Эндрю на robbieandrew.github.io/EV/

Для сравнения с другими резкими спадами, потребление угля в США сократилось с пика в 1045 миллионов тонн в 2007 году до 469 миллионов тонн в 2022 году, что составляет снижение примерно на 5% в год (и с ~50% электроэнергии США до ~20% сейчас, и продолжает падать). Многие наблюдатели признали, даже ближе к началу этой тенденции, что уголь — это мертвая отрасль. Любые последующие попытки его расширить были несерьезными политическими трюками, обреченными на провал с самого начала — все (с мозгами) знают, что отрасль мертва.

Но в этом контексте снижение продаж моторного топлива в Норвегии происходит почти в два раза быстрее в процентном отношении, чем снижение использования угля в США, по крайней мере, согласно сегодняшним данным. И долгосрочная тенденция может ускориться, поскольку страна теперь практически не продает автомобили с бензиновым двигателем.

Это важно, потому что, когда мы говорим об электрификации автомобильной промышленности, суть не только в том, чтобы посадить людей в лучшие автомобили с новыми технологиями. Суть в том, чтобы сократить потребление нефти, чтобы углерод, который должен оставаться под землей, оставался там — навсегда.

Это жизненно важно, потому что, если бы мы сожгли даже малую часть всей нефти, которая уже обнаружена и принадлежит нефтяным компаниям, выделенный углерод вызвал бы катастрофическое изменение климата. Об этом говорилось в отличной статье Билла МакКиббена 2012 года «Ужасающая новая математика глобального потепления».

Единственный способ избежать этой участи — это одна из самых замечательных фраз на английском языке: «обесцененные активы». В этом контексте фраза относится к запасам нефти, принадлежащим нефтяным компаниям, которые списываются с баланса этих компаний, потому что их добыча и продажа нерентабельны.

Короче говоря, нефтяные компании должны терять деньги, и многим из них придется обанкротиться.

И хотя Норвегия — это всего лишь одна относительно небольшая страна, такие новости показывают, как это может произойти по мере быстрого роста продаж электромобилей (и, что еще лучше, еще более чистых видов транспорта, таких как электровелосипеды и общественный транспорт) по всему миру.

Спрос на нефть -> Цены на нефть -> Предложение нефти

Существует взаимосвязь между спросом на нефть, ценами на нефть и предложением нефти, которая может привести к спирали смерти для нефтяной промышленности.

В последнее время цены на нефть были довольно высокими по всему миру, приближаясь к историческим максимумам 2010-х и конца 70-х годов. Этот всплеск был в основном вызван нарушениями поставок (и спроса), связанными с пандемией, вторжением России в Украину и, как всегда, решениями Саудовской Аравии (в данном случае, их решением сократить поставки для поддержания цен на нефть).

Но если посмотреть на предыдущий пик, мы увидим еще одну интересную вещь: гигантское падение цен на нефть в середине 2010-х годов, которое было вызвано «избытком предложения». Этот избыток предложения был по крайней мере частично связан с возросшим использованием гибридных и электрических автомобилей, что привело к относительно небольшому снижению спроса на нефть. Однако это небольшое снижение означало, что нефти добывалось больше, чем использовалось, что привело к падению цен примерно на две трети за несколько месяцев.

Влияние цен на нефть на потребительский спрос заключается в том, что по мере роста цен на нефть ее потребление (часто) снижается, а интерес к электромобилям растет. Это логично, поскольку люди начинают задумываться о более эффективных транспортных средствах, когда стоимость заправки их автомобиля становится слишком высокой.

Но влияние на предложение исследуется менее популярно. В данном случае низкие цены на нефть могут быть экологически выгодными, поскольку это означает, что нефтяные компании менее заинтересованы в поиске новых методов добычи, а более дорогие методы (такие как добыча из нефтеносных песков, которая также гораздо более затратна с точки зрения воздействия на окружающую среду) становятся нерентабельными.

Если добыча нефти обходится дороже, чем стоимость нефти, то проект не будет начат. А если проект не будет начат, то нефть останется в земле, где ей и место.

Таким образом, в некотором смысле низкие цены на нефть могут быть лучше для окружающей среды, чем высокие цены на нефть. Это означает, что меньше проектов запускается, и больше проектов и компаний банкротятся из-за высоких затрат и низкой прибыли.

И это та спираль, которую мы хотим видеть. Поскольку основной драйвер спроса на нефть (транспортные средства, особенно потребительские) исчезает, цены на нефть могут упасть из-за этого дисбаланса спроса и предложения. Затем у компаний будет меньше причин добывать нефть в первую очередь, что приведет к обесцененным активам, о которых мы говорили ранее.

Некоторые регионы с низкой стоимостью добычи могут даже предпочесть такой путь и работать над тем, чтобы это произошло. Ближний Восток может добывать нефть дешевле, чем где-либо еще, поэтому для них может быть выгодно вывести из бизнеса дорогостоящие методы добычи. Сама Норвегия является нефтедобывающей страной (в основном для экспорта на данный момент) и имеет средние затраты на добычу нефти, но она может выиграть в краткосрочной перспективе от встряски стран с более высокими затратами. Но в идеале добыча в Норвегии скоро станет нерентабельной — и, будем надеяться, Саудовской Аравии тоже.

Лучший комментарий от jrharbort


Понравилось 18 людям

Есть и другой вариант развития событий с предложением и спросом, и он уже набирает обороты в США благодаря нашему гораздо большему влиянию на нефтяную промышленность.

Каждый день в США продается столько электромобилей, что это вытесняет объем топлива целой бензоколонки. В день. И это быстро ускоряется.

Бензоколонки и их операционные нефтяные компании ориентируются на краткосрочную прибыль, а не на долгосрочную. Они не будут участвовать в долгосрочной ценовой войне с низкими ценами в надежде, что люди купят больше бензиновых автомобилей. Они знают, что это подходит к концу.

Кроме того, снижение цен не поможет в краткосрочной перспективе с увеличением продаж бензина, так как люди уже не могут купить больше, чем вмещают их баки.

Все, что они будут продолжать делать, — это повышать цены, чтобы компенсировать меньшие продажи бензина, что будет подталкивать все больше и больше людей к электромобилям. Это порочный круг, где нефтяная промышленность умрет от тысяч самоубийственных ударов.

Посмотреть все комментарии

Единственная опасность этого пути заключается в том, что если спрос на нефть упадет достаточно низко, низкие цены на нефть могут поставить под угрозу потребительские решения по переходу на более экологичные варианты. Нефть субсидируется на сумму триллионы долларов ежегодно по всему миру на основе неучтенных внешних издержек, которые все мы оплачиваем в конечном итоге — обычно в виде более высоких счетов за больницы или других экологических издержек.

Это можно решить путем окончательного правильного ценообразования на нефть во всем мире, как Норвегия уже справедливо делает. Реалистичное ценообразование на углеродные загрязнения в Норвегии помогло гарантировать, что истинная цена нефти отражается в ценах для потребителей, делая для них более очевидным, что автомобили с ископаемым топливом не являются экономичным вариантом ни для общества, ни для их кошельков.

В отличие от этого, искусственно низкие цены на бензин в США (да, цены на бензин в США все еще искусственно низкие, даже при сегодняшних «высоких» ценах) способствуют поддержанию потребительского спроса на нефть. Устранение ~$650 миллиардов в виде косвенных субсидий, получаемых только в США отраслью ископаемого топлива, помогло бы обеспечить справедливые рыночные условия, и потребители имели бы четкий выбор относительно лучшего и более чистого варианта.

И если мы наконец позволим рынку работать свободно, после более чем столетия как прямых, так и косвенных субсидий на нефть, которые «убаюкивали» эту лживую, смертоносную отрасль, мы наконец сможем увидеть, как она погрузится в забвение, которого заслуживает.